Почему в мировом рейтинге грамотности Беларусь занимает место середнячка-троечника?
1525
8 сентября отмечается Международный день грамотности. В этом году нас порадовали прекрасной новостью - в стране достигнут 100% уровень грамотности. Но в мировом рейтинге Беларусь занимает лишь 52 место - весьма среднюю позицию.
Орфография – наш паспорт
В редакцию пришел выпускник университета. Показал статью, которую хотел бы опубликовать. В первом же абзаце я прочитала диковинные слова - «не у желе», «коорденально». Дальше читать не захотелось… Случай вовсе не уникальный. Орфография уже стала для людей своеобразным «паспортом». Пишет с ошибками – возраст не больше 15-20 лет. Грамотно – значит, школу окончил лет тридцать-сорок назад, когда правила правописания заучивали наизусть и на всю жизнь, когда писать с ошибками было просто стыдно. Сегодня и с правилами, и с ошибками полная лояльность! А безграмотным быть совсем не стыдно. Да что там, даже круто – писать «лудше», «ваще», «подумола», «падонкаффский» и т.п. Двадцать лет назад слово "пришол" практически никто не писал через «о». А сегодня, жалуются преподаватели, почти все студенты филологического(!) факультета делают такую ошибку.Правила диктуют гаджеты
Что же случилось? Может, учить детей стали не так? Или захлестнула некая повальная мода на безграмотность? Похоже, и с учебой не все ладно, и мода на «новояз» диктует свои правила. Специалисты говорят о пагубном влиянии гаджетов, «sms»-общения, к которому дети приучаются раньше, чем узнают правила грамматики. «Бабаня я тя лю» - посылает сообщение внук-третьеклассник моей соседке по даче. А на ее попытки объяснить, как нужно правильно писать, внук отвечает коротким «пок». Впрочем, и взрослые люди, с дипломами вузов, изъясняются сегодня на таком же «новоязе». «Мы ж не громозеки, чтоб все это пофиксить!», - это продвинутый офисный сленг.По мнению профессора Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Василия Стариченко, уроки русского языка в школе сегодня фактически стали «тренажером» для подготовки к тестам ЦТ. А чтобы эти тесты успешно сдать, грамотным быть не обязательно. Читать молодые люди стали меньше. Книги из школьной программы, в лучшем случае, слушают в аудиоверсии. Но ведь написание слов запоминается именно во время чтения. Когда слушаешь текст, зрительная память не задействована. Кстати, за последние пятнадцать лет в стране стало почти на две тысячи библиотек меньше.
Да и вообще приходится откровенно признать, что пробелы в нашем школьном образовании по части обучения грамоте уже принимают характер общественного бедствия. Вот и в этом году почти каждый третий выпускник не смог набрать даже минимального количества баллов на ЦТ. А желающих учить детей просто катастрофически мало – даже на бюджетную форму обучения в педвузах недобор студентов.
Свою лепту в упрощение языка и фактическое поощрение безграмотности вносят и многие средства массовой информации. Редактора изданий и телепрограмм сетуют, что, подстраиваясь под читателей и зрителей, они просто вынуждены снижать планку качества и культуры слова. Язык СМИ упрощается, в нем стало много заимствований, жаргонизмов, да и грамматические ошибки нередко случаются.
Места на пьедестале
Можно отчасти утешиться тем, что проблема грамотности сегодня актуальна для всех стран. Из каждых пяти взрослых людей в мире один - неграмотный. И две трети среди неграмотных — женщины.Если составить рейтинг по уровню грамотности, то на первой позиции – вы не поверите! - вовсе не США и даже не Япония, а крошечная Андорра. Там все поголовно грамотные! За ней следует Ватикан. Ну что ж, в этом мини-государстве слишком давние традиции - учить и проповедовать слово Господне. В почетном списке самых грамотных также Куба и две наши соседки - Польша и Эстония. А вот ни России, ни Беларуси в этом топ-списке нет. В России, по мнению специалистов, падение грамотности сегодня таково, что впору говорить о возрождении системы ликбеза.
Вообще только шесть стран в мире могут гордиться тем, что у них нет ни одного взрослого неграмотного жителя. Зато неграмотных хватает в Африке. Например, в Мали, которая на высшей ступени «пьедестала» неграмотности только каждый четвертый мужчина и лишь каждая десятая женщина знакомы с алфавитом.
Впрочем, и в высокоразвитых США, как утверждает статистика, 32 миллиона человек, то есть, 14 процентов работающих американцев не умеют читать и писать. Интересно, где это они все умудряются работать? Не намного лучше ситуация в Европе. В утонченно-культурной Франции, например, 9 процентов безграмотного населения.
Наше будущее - иероглифы-картинки?
Нельзя сказать, что в мире не озабочены проблемой грамотности. В разных странах принимают программы обучения, ищут нетрадиционные подходы. В Беларуси ученые-филологи предлагают пересмотреть образовательные методики, увеличить в школе количество уроков русского и белорусского языков, внедрить в практику приёма на работу обязательные зачёты по языку, а также штрафы за неграмотность.А вот в Германии полагаются на новые технологии. Немецкие ученые предложили изобретение – инновационную ручку-гаджет. Она «обучена» грамматике - распознает ошибки в написании слов. Если ученик (или взрослый) допускает орфографическую ошибку, ручка начинает вибрировать. А еще она учит писать аккуратно, вырабатывает красивый почерк. Сейчас ищут спонсоров, чтобы запустить чудо-ручку в производство.
Есть и более радикальный подход к проблеме грамотности. К 2050 году предполагается создать единый мировой язык на базе… китайского. С упрощенными иероглифами-картинками. Не надо будет запоминать буквы, достаточно просто взглянуть на картинку, чтобы понять, о чем речь, или передать ее собеседнику. Экзотично? Ну что ж, поживем - увидим, что из этой затеи получится.
Дорогу осилит идущий
На фоне этих перспектив невольно задаешься вопросом: «А зачем вообще нужны грамотность, образование?»- Человек образованный и вокруг себя формирует культуру достоинства. в этой культуре главная ценность - личность, которая ориентирована на постоянное саморазвитие, творчество, деловую инициативу. Он приспособлен к социальной динамике. Именно люди образованные обеспечивают общественный прогресс и развитие. А значит, образование - это локомотив развития общества, оно всегда обращено в будущее, - комментирует Николай Еленский, заместитель директора Национального института образования, автор почти пятидесяти школьных и вузовских учебников и пособий.
По мнению Николая Георгиевича, чтобы образование стало действительно человеческим капиталом, который двигает прогресс, человека нужно обязательно научить учиться. И постижение грамоты - первая и самая важная ступенька в этом восхождении к вершинам знаний. Ну, а дорогу, как известно, осилит идущий…
Оценка статьи!
Обсудить на форуме
Рекомендовать:
Твит
Нравится
Нравится
Почему в мировом рейтинге грамотности Беларусь занимает место середнячка-троечника?
в стране достигнут 100% уровень грамотности. Но в мировом рейтинге Беларусь занимает лишь 52 место - весьма среднюю позицию.
"> 8 сентября отмечается Международный день грамотности. В этом году нас порадовали прекрасной новостью - в стране достигнут 100% уровень грамотности. Но в мировом рейтинге Беларусь занимает лишь 52 место - весьма среднюю позицию.
"> 8 сентября отмечается Международный день грамотности. В этом году нас порадовали прекрасной новостью - в стране достигнут 100% уровень грамотности. Но в мировом рейтинге Беларусь занимает лишь 52 место - весьма среднюю позицию.
тогда в какой-то момент люди просто перестанут понимать друг друга. От слова "совсем". Вы хотите жить в таком мире?
К сожалению, то, чему у нас заставляют - получать образрование, где-то - предел мечтаний
Простите, но почему не начать "очистку" интернета от необразованности с себя? Это я про употребление тся/ться