Английский в школе: в чем причина низкого уровня?
1035
Сыну или дочке тяжело дается английский в школе? Выявите причины проблем и постарайтесь устранить помехи. Тогда вы увидите, как ваш ребенок начнет стремительно развиваться.
Основные причины низкого уровня
Знания среднестатистического школьника по иностранному языку сегодня, как правило, оставляют желать лучшего. При этом в классном журнале у него может стоять и очень высокая отметка. Однако если у него будет необходимость посмотреть передачу на иностранном языке без субтитров, вряд ли он с этой задачей справится. О том, чтобы полноценно общаться с иностранцем, речь и вовсе не идет. Как правило, разговор ограничится общими заученными фразами, а то и вовсе языком жестов.При этом какую-то одну причину подобного положения отыскать вряд ли удастся. Так как факторов, которые снижают уровень языкового образования, множество, и в каждом отдельном случае они свои.
Причина первая: кадры
Совершенно не удивительно, что многие молодые (и не очень) педагоги не хотят оставаться в школе. Для того, чтобы там работать, действительно нужно призвание. И дело не только в зарплате (у вас есть знакомые, которые работают в разных сферах и которые были бы удовлетворены заработком?), а в специфике самой работы. Ведь педагогу нужно найти общий язык с учениками, коллегами, администрацией, родителями… Вот и получается, что в школах остаются либо те, для кого преподавание – это действительно смысл жизни и лучший вид деятельности, либо те, кто «не пригодился» на другой работе. Вторых, к сожалению, больше, и результат их работы с детьми соответствующий.Решение проблемы должно быть глобальным – это и изменение условий труда (повышение оплаты, и, что не менее важно, изменение отношения к профессии в целом).
Причина вторая: ученики
Настоящее стремление учиться редко приходит в 10-12 лет, особенно, если речь идет об изучении иностранного языка. Многие из очень взрослых людей, которым мне приходилось преподавать, сокрушались о том, что упустили буквально весь школьный курс английского – просто не понимая, зачем он им нужен. У школьников нет стимула для того, чтобы получать по-настоящему глубокие знания, и большая часть из них работает только на оценку.
Материалы по теме:
Причина третья: отсутствие практики
Это один из главных законов психологии обучения: если знания не применяются на практике, они очень быстро забываются, как неактуальные. Школьнику же обычно практиковаться негде, поскольку урок – это лишь имитация настоящего общения. А это ясно и ученикам, и преподавателям.Эту проблему решить достаточно сложно. Так как не все родители могут отправить детей в языковой лагерь или просто на каникулы за границу (причем Турция в данном отношении будет совершенно бесполезна). Конечно, в идеале было бы неплохо приглашать иностранных гостей, в первую очередь сверстников в школы. Но пока учитель может лишь посоветовать поискать друзей в англоязычном Интернете – уже это поможет попрактиковаться.
Причина четвертая: материальная база
По аутентичным учебникам в школах не обучают – в лучшем случае, они используются как вспомогательный материал на факультативах. Критиковать школьные учебники не буду, однако отмечу, что обучить языку по заданиям, составленным человеком, для которого этот язык не является родным, - как минимум, странно и нерационально. Хотя бы потому, что конструкции, которые привычны для носителей языка, такому автору часто оказываются незнакомы.Вряд ли государство закупит для школ иностранные учебники, тем более, что под них придется и перерабатывать программы. Выходом может стать инициатива «на местах» - то есть проведение всех факультативов с использованием аутентичных материалов.
Причина пятая: боязнь общения
На самом деле, у некоторых школьников все не так уж плохо. Однако об этом никто никогда не узнает, потому что они не скажут ни слова иностранцу, если им посчастливится с ним общаться. А не скажут потому, что преодолеть психологический барьер и произнести хотя бы несколько слов «по-настоящему», а не в обстановке урока, - крайне сложно. Этому долго учатся даже многие студенты языковых вузов.Кстати, сегодня есть методики, с помощью которых учитель может помочь ученикам преодолеть подобные проблемы. Если учитель будет достаточно инициативен, чтобы разыскать и попытаться устранить одну из причин страха – возможно, для учеников это станет первым шагом к началу общения.
Причина шестая: программа
На самом деле, программа, которую присылают в школу «сверху» чаще всего оказывается невыполнимой. Ведь на усвоение разного материала разные дети тратят разное количество времени. Программа же предполагает «всеобщее равенство». Вот и получается, что на отработку грамматики и навыков чтения и перевода со словарем уходит большая часть времени, а на речевые навыки его не остается.На изменение школьной программы мало что может повлиять. Как показывает практика, может измениться лишь набор упражнений или содержание текста. Но основные компоненты остаются неизменными.
Причина седьмая: легкие пути
Да, объективно проще задать на дом перевод текста, а потом в классе зачитать этот перевод по цепочке. А вот научить воспринимать речь на слух, или, еще больше, адекватно выражать свои мысли на иностранном языке, куда сложнее. Особенно, если первые навыки «сверху» могут проверить, а вторые – нет. А учителя – тоже люди, и, как все, часто склонны искать тех самых легких путей.Причина восьмая: время
Чтобы овладеть языком на более-менее приличном уровне, не достаточно ни двух академических часов в неделю, ни даже пяти. Тем не менее, очевидно, что все школьные часы посвятить иностранному языку невозможно.Выходом могут стать практически любые дополнительные занятия – в школе, с репетитором, даже самостоятельные под руководством родителей. Главное, чтобы занятия эти были организованы на высоком уровне.
Причина девятая: общий уровень
Чтобы применять иностранный язык хотя бы в школьном классе, нужно, чтобы он служил для выражения мыслей – это аксиома. Однако средний школьник редко задумывается над содержанием учебных текстов.Решением проблемы может стать изменение отношения к обучению, образованию и процессу мышления в целом. То есть способности думать, рассуждать и задумываться должны стать модными среди детей.
Как видите, причин действительно масса, и далеко не все из них решаются легко. Потому как решать их придется глобально, массово изменяя отношения и взгляды.
Оценка статьи!
Обсудить на форуме
Рекомендовать:
Твит
Нравится
Нравится
-
По своему учительскому опыту скажу, что все именно так. Ни добавить, ни убавить. К огромному сожалению, самый лучший учитель не поможет, если нет желания ученика и поддержки родителей. У меня была потрясающая учительница. Благодаря ее подготовке я уже в 15-16 лет была волонтером-переводчиком. А многие из моих одноклассников и в 11 классе с трудом могли два слова связать.Ответить