Наверх
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Информационно-аналитический сайт для женщин Женский онлайн журнал о красоте, здоровье, моде, семье

Дары волхвов: кому и зачем совершается поклонение?

1137
Дары волхвов: кому и зачем совершается поклонение?

Количество поклонившихся дарам волхвов в Минске побило все рекорды. За время пребывания святыни в Беларуси число паломников приблизилось к 500 тысяч человек.

Что заставляло белорусов выстаивать в километровой очереди – вера или дань моде?!

В серебряном ковчеге

«Дары волхвов» называют реликвией земной жизни Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Матфея, младенцу Христу были преподнесены золото, ладан и смирна. Сегодня святыни хранятся на горе Афон в монастыре святого Павла в 10 особых ковчегах в виде 28 золотых пластин различной формы, которые украшены орнаментами, а на  серебряных нитях прикреплены бусины из смеси ладана и смирны.

Свое «путешествие» по нашему региону «дары волхвов» начали с Москвы, куда они прибыли в канун Рождества Христова. 14 января ковчег перенесли в Санкт- Петербург, откуда он и отправился в Дом Милосердия в Минске. После Беларуси «дары волхвов» ждет Киево-Печерская Лавра.

За пределы Афона для почитания верующими вывозится только часть «даров». Так,  в серебряном ковчеге в Россию, Беларусь и в Украину привезли лишь три пластины.

Спор о подлинности

Во время пребывания святыни в Москве в блогосфере был поднят вопрос исторической подлинности «даров волхвов». Высказывались самые разные мнения - от полного отрицания до преклонения перед святынями. Познакомиться с различными мнениями можно в сети. Заметим лишь, что блоггеры не только ставят под сомнение факт передачи Богоматерью «даров волхвов» Иерусалимской церкви, но и усмотрели документальный факт дарения золотого поздневизантийского  пояса, части которого, по их мнению, и могут почитаться как святыни,  Афонскому монастырю, который относится … к 15 веку. Данный факт якобы датирован в турецком фирмане 1470 г. Именно тогда Мара Бранкович передала в дар золотой пояс, насчитывающий 9 золотых пластин и 69 бусин из смеси ладана и смирны.

Дары волхвов в руке

Мнения некоторых священнослужителей и прихожан

Большинство людей до недавнего времени не подозревало, что существует такая святыня как «дары волхвов». Журналист сайта Femina.by провел опрос среди священников и прихожан православных приходов, чтобы выяснить их отношение к «дарам волхвов» и причинах этого отношения (имена выразивших свое мнение специально не разглашаются редакцией).

Священник одного из столичных приходов сказал, что не ходил кланяться «дарам волхов» потому, что вообще отрицательно относится к подобным мероприятиям. Он предпочитает употреблять слово «Дары» по отношению к Тому, что как раз раздается в Церкви во время Литургии. Именно на Литургию надо ходить в храм за Дарами (прим. - речь о Таинстве причащения Святых Даров Христовых).

Клирик считает, что множество людей готовы часами ради поклонения святыни стоять на морозе потому, что ими движет религиозное чувство. Однако «это, так называемое естественное религиозное чувство, не имеет к собственно христианской вере никакого отношения. Как мы знаем, такое стихийное религиозное чувство проявляется в форме язычества. И то, что мы видим, это всплеск язычества».

- Почему же Церковь, на ваш взгляд, поощряет подобные мероприятия?

- Это поддерживает не Церковь, а земная институция, действующая от имени Церкви. В этой институции наблюдается определенный кризис, наблюдается духовное оскудение, и, как любой утопающий, она хватается за соломинку - все, что угодно, только как-то привлечь людей, а заодно продемонстрировать свою востребованность и популярность.

Одна из прихожанок православного храма сказала, что не ходила кланяться святыне, однако, не видит ничего плохого в том, что кто-то ходит и стоит. «Разве что не понимаю организаторов, почему нельзя, например, привезти святыню в другое время, желательно, летнее, на более продолжительное время. Конкретная святыня у меня вызывает скепсис, поскольку она сомнительна». По ее словам, люди готовы часами стоять на морозе к святыне потому, что плохо организовано мероприятие, это - объективный фактор. «Люди верят, что посещение святыни изменит что-то в их жизни, надеются, что их проблемы решатся. Люди жаждут чего-то хорошего, но получается, что эта жажда "сливается", потому что канализируется неэффективным способом разового мероприятия. И, к сожалению, именно такая форма взаимодействия с духовным миром является людям понятной и достаточно простой. Можно спросить, что легче для нормального человека - ходить на службы каждый день в течение года (или жизни) либо один раз (или раз в год) 8-12 часов простоять к святыне? Думаю, ответ очевиден.

Почему Церковь поддерживает такие мероприятия? Церковь не умеет работать с людьми по-другому, и ее опьяняет успех от массовости, хотя эта массовость является иллюзорной. Думаю, что есть и те, у кого от этого выгода поконкретней, равно как и те, кто искренне верит, что это - правильно и церковно».

Один из клириков Москвы высказал мнение, что в ситуации с «дарами волхвов» проблема лежит в десакрализации Церкви. Христос призывает Свою Церковь к сакральности, т.е. живому богообщению с Ним, жизни по вере. Однако, современный человек не ищет подлинной жизни с Богом, человека не интересует призыв Бога к нему. Это приводит к тому, что Церковь, как когда-то ветхозаветное иудейство, скатывается в язычество, внешнюю атрибутику, желание внешнего авторитета в обществе. Церковь должна вернуться к своим истокам, к живому богословию, к общению со Христом. Это не означает, что святыни не надо почитать, однако святыни существуют для внутренней жизни Церкви, а не для внешних людей. Как нельзя раздавать Святые Дары Христовы неверующим во Христа, не жаждущим соединиться с Ним, так и любые другие святыни не предназначены для не церковных людей. Святыни не предназначены для потребителей, для удовлетворения религиозного чувства.

Анна Звездина, теолог и прихожанка минского храма: «Я против того, чтобы обманывали людей святынями, куда лучше открыто сказать, что византийская святыня, скорее, символизирует дары волхов. Самое интересное, что волхвы-то принесли дары свои Христу, а мы идем при таких мероприятиях не ко Христу, а дарам. И в этом мне видится большая ложь и подмена. Я не осуждаю людей, которые идут к святыни. В любом случае, Бог силен исцелить человека и перед символом тех самых даров, т.к. человек исцеляется по своей вере. Другой вопрос, надо ли человеку исцеляться от чего-то? Далеко не всегда это полезно для спасения души. Бог на землю пришел, кстати, не для того, чтобы избавить от различных физических заболеваний. Только спасение души, к сожалению, мало кого интересует даже в церковной среде.

Знаю немало церковных людей, у которых душа болит за Церковь, в которой происходят такие подмены ценностей».

Об очереди, вере и чудесах

Казалось, Бог испытывает веру белорусов еще и наступившими после декабрьского зимнего тепла настоящими крещенскими морозами. Надо же было, чтобы приезд святыни в Минск выпал на самые морозные дни января. Но даже когда столбик термометра снизился до -15 градусов, очереди не сократились, а наоборот постоянно росли. Были и те, кто наживался. Говорят, место в очереди предлагали за 800 тысяч рублей. А одна фирма даже хотела построить на людской вере бизнес. Слава Богу, что желающих не нашлось. Дело это ведь сугубо личное, не терпящее посредников.

Очередь к дарам волхвов

Когда наша семья в один из вечеров пришла к Дому милосердия, очередь к святыни начиналась от станции метро «Восток». Вокруг дежурили ОМОН и волонтеры. О существовании «детской» очереди мы знали из СМИ, поэтому долго шли мимо гудящих, наполненных людьми автобусов, пока, наконец, не нашли конец «детской змейки».  Вопреки разговорам в сети, паломников с детьми здесь было очень много. Удивило, что нередко в «детскую» очередь пристраивались и абсолютно здоровые люди без детей, многие попросту обходили по кустам очередь, проходили вперед и делали вид, что стояли.  Не судите да не судимы будете – видимо, стремление приложиться к «даров волхвов» оказывалось сильнее…

В очереди говорили о чудесных исцелениях, обсуждали последние новости. Детишки барахтались в снегу, но по мере приближения к вратам Дома милосердия, их становилось все меньше и меньше: замерзали и переходили греться в автобус.  

Паломников запускали группками. Чем ближе мы продвигались к дверям, тем теснее становилось в толпе. В людской поток вливались мамы с новорожденными, с малышами годика-двух, так что повернуться уже было невозможно. Уже возле храма две очереди – и «взрослая», и «детская» - сходились в одну, но на детей здесь уже никто не обращал ни малейшего внимания. Если бы кто-то в толпе не крикнул «Осторожно дети», толпа смела бы заграждения, установленные ОМОНом. Больше, увы, говорить ничего не надо….

Чем же объясняются огромные очереди к «дарам»? Верой в Господа? Верой в чудеса, в чудесные исцеления? Модой? Тем, что у святыни уже побывали все знакомые, друзья, коллеги? Ответ у каждого свой.

Очередь к дарам волхвов в Минске

Говорили, что всем, кто отстоит в очереди и прикоснется к святыни, будет даровано прощение. Для многих это  сродни индульгенции – прикоснуться и очиститься, только продолжить получится ли?!

А чудеса…ведь они бывают не только и не столько видимыми (СМИ облетело известие, что «дары» излечили одного бесноватого), сколько совершаются в душе человека. Можно стать в конец очереди одним человеком, а выйти из церкви абсолютно другим. По вере нашей….

Одно хочется добавить: если бы на поклонение святыни приходили по велению души, очередь сократилась бы в разы.

Оценка статьи!
Обсудить на форуме

Рекомендовать:

Твит Нравится Нравится
Комментарии 3
Защита от автоматических сообщений

Надоело вводить проверочный код?

Зарегистрируйтесь
  • Лариса

    Жаль, что вы увидели лишь скепсис, которого, поверьте, не было...

  • hanna

    автор смог :)

  • гость

    Столько скепсиса, наверное, автор не смог приложиться к святыне))