Если ребенок в 3 года не начал говорить
1093
Многие родители сталкиваются с проблемой задержки речи у детей. ?ногда малыш отмалчивается лет до трех, а потом у него прорывается целый поток слов и предложений. Но это лишь при том условии, что у ребенка нет серьезных органических нарушений.
Часто молчание не проходит само по себе и есть следствие неврологических проблем. В таком случае напрасно выжидать, когда ребенок сам заговорит, потому что без специальной помощи этого может не произойти. Определить, что значит его молчание, ? особенности характера или серьезные проблемы - должны соответствующие специалисты. Данная статья имеет целью вкратце ознакомить с наиболее распространёнными диагнозами задержки развития речи и ее причинами.Причины задержки развития речи
Всем известно, что речь контролирует центральная нервная система. К примеру, определенные зоны коры головного мозга отвечают за различие звуков, их проговаривание, слияние отдельных фонем в слова, соотношение слов с понятиями, которые они обозначают, подбор нужных слов для выражения мысли и т. п.Как видим, речь является сложным нейропсихологическим процессом. Для ее нормального функционирования нужна слаженная работа всех задействованных центров. Недостаточная активизация нейронов той или иной речевой зоны провоцирует тяжелые расстройства речи, в том числе и ее задержку. Причины такого сбоя в функционировании центральной нервной системы разные: травмы, кислородное голодание, инфекции, воздействие химических препаратов. Причем эти факторы могут повлиять на ребенка на разных этапах его развития: во внутриутробном периоде, во время родов и в раннем детстве.
Перед родителями и педагогами встает вопрос: как восстановить эти связи и довести функцию речи до состояния нормы.
В первую очередь, следует обратится к логопеду, который определит, какой именно фактор тормозит развитие речи. Возможно, потребуется дополнительная консультация у других специалистов ? невролога, психиатра.
Тяжелые речевые нарушения
Моторная алалия ? ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но имеет трудности в ее воспроизведении. Даже имея нормально сформированные речевые органы, ему трудно переключаться с одного звука на другой. Проговаривание каждого слова затруднительно для детей с моторными нарушениями, ведь надо сделать сразу несколько речедвигательных операций: проговорить все звуки правильно, слить их в одно целое, да еще и произнести их в правильном порядке, не путая и не упуская. Для нас такой процесс кажется простым, но вот для ребенка это является достаточно тяжелым действием.Сенсорная алалия ? проблем с воспроизведением нет как таковых, но имеются трудности в понимании. Представьте, что Вы слышите иностранца, разговаривающего на незнакомом языке. Улавливаете слова и предложения, но совершенно не понимаете, о чем он рассказывает. Примерно так же воспринимает нашу речь ребенок с сенсорными нарушениями. Например, под словом "кухня" будет восприниматься все, что связано с этим понятием ? "чашка", "холодильник", "стол", "еда".
Афазия ? ребенок начинал говорить нормально, а потом замолчал. Речь изначально начала формироваться правильно, а потом пошел ее распад (вследствие травм или иных повреждений головного мозга). Это расстройство, как и алалия, имеет моторную и сенсорную формы ? в зависимости от того, какая зона повреждена.
Аутизм ? ребенок молчит, потому что не имеет надобности в общении с окружающими. Речь как средство коммуникации ему просто не нужна. Он живет в мире неодушевленных вещей, не замечая людей. Аутизм имеет разные спектры проявления, одно из которых ? мутизм ? полное отсутствие речи.
Дизартрия ? недостаточное поступление сигналов от головного мозга к артикуляционным органам. Ребенку трудно контролировать движения языка, губ, гортани. Речевые органы имеют ослабленную мускулатуру, отмечаются проблемы с жеванием и глотанием. Малыш может все понимать и знать, но осуществить речевой акт не в силах, поэтому может воспроизвести лишь технически простые звуки, например такие как "А", "Е", "М", "П".
Задержка речи может быть спровоцирована не только неврологическими факторами, а еще проблемами с голосом, слухом, зрением. Важно также отметить, нет ли аномалий в строении речевого аппарата (расщелина неба, диспропорциональность размеров органов) или судорог (заикания).
Поскольку у детей с тяжелыми нарушениями речи зачастую отсутствует мотивация к речевой деятельности, то словарный запас формируется очень медленно. Вместе со звуковыми и лексическими проблемами ребенок может испытывать трудности и с грамматикой и связной речью. Даже при правильно направленном обучении у них может продолжительное время наблюдаться несогласованность слов в числе, роде, падеже (?Кот идти?, ?Мама купить куртка?).
Если вовремя не начать работу, то с каждым годом разница между речью ребенка и его сверстников будет все большей. Коррекционные занятия, зачастую, начинают проводить с трехлетнего возраста.

Автор
Станьте нашим автором!
Печать
Оценка статьи!
Обсудить на форуме
Рекомендовать:
Твит
Нравится
Нравится
-
Значит это была просто временная задержка, при которой отсутствуют нарушения функций ЦНС. В противоположном случае ребенок не справился бы с проблемой самостоятельно.Ответить -
Племянница не говорила почти до 4 лет, а теперь не остановить
Ответить
