Любовь Ракова

Любовь Ракова - ученый-этнограф и лауреат премии «За духовное возрождение», а еще знатная кулинарка и опытная огородница

Любовь Ракова

Ученый-этнограф, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Автор книг по истории женского и мужского костюма, традиционной бытовой культуре. Лауреат премии "За духовное возрождение". А еще Любовь Васильевна – хозяйка большой семьи, жена, мама, бабушка. Настоящая огородница, а не просто дачница на шести сотках.

Редакции Femina.by Любовь Ракова призналась, что традиции наших предков, которые стали частью и ее жизни, помогают все успевать и радоваться богатству каждого отпущенного дня

- Из чего состоит Ваш каждодневный труд, Ваш рабочий день ученого - этнографа?

- Труд ученого – постоянное кропотливое изучение архивных, литературных материалов, данных полевых этнографических исследований, музейных коллекций. Когда я работала над книгами по истории костюма, главным источником стали древние актовые документы, в которых отражены события и факты XV - XVIII веков. Они были изданы в позапрошлом веке Виленской археографической комиссией. Это десятки томов! И когда изо дня в день погружаешься в старинные документы, прошедшую эпоху, то даже своего рода галлюцинации бывают: еду в автобусе, смотрю на людей, а вижу их в образах и одежде тех времен. А чувства исследователя вообще похожи на азарт охотника: едва находишь только намек на предмет своих интересов, то внутри у тебя все загорается. А уж если действительно что-то новое находишь... Это состояние невозможно ни с чем сравнить!

- Традиционная бытовая культура - это своеобразный камертон в воспитании, поведении человека. Какие ценности традиционной культуры помогли, и, быть может, и сегодня помогают Вам?

- Я эти ценности с детства буквально впитала в себя. Родилась я в деревне на Могилевщине. Время было послевоенное, и людям просто нечего было одеть, обуть. Все тогда начали прясть, ткать, лапти плести, кожухи шить. Как в XIX веке! И детей к работе приучали. В три года я уже выполняла мелкие поручения по дому. Когда мне исполнилось четыре, мне разрешили испечь колобок. В пять-шесть лет я уже работала на огороде, помогала бабушке жать. А когда мне десять исполнилось, мне доверяли управлять лошадью. Полола свеклу, кукурузу, сено ворошила. И, знаете, совсем не чувствовала, что меня лишают детства. Работала с таким же удовольствием, как играла с детьми в мяч, кстати, единственный на всю деревню. И росли мы закаленными, никаких простуд не знали, потому что с весны до глубокой осени бегали босиком.

Любовь Ракова в поездке

- Пригодились Вам в жизни эти умения - и швец, и жнец?


- Конечно! Традиционная культура, система ценностей, в которой меня воспитывали, помогли выбрать профессию, мои интересы научные определить. Я, пожалуй, как этнограф родилась, когда свой первый колобок в четыре года испекла. Ну а любовь к земле, к огородничеству – это тоже из детства.

- Вы и Ваша коллега Валентина Беляева - авторы уникального двухтомника "Жаночы касцюм на Беларусi" и "Мужчынскi касцюм на Беларусi". Проследили, изучили и обработали материалы почти за 500 лет! Исследуя, что же носили наши прапрабабушки, что удалось о них узнать?

- Начиная со средневековья, Беларусь входила в европейскую культурную традицию. И это прослеживается не только в костюме и его истории, но и в других видах духовной и материальной культуры. До сих пор наши ученые изучали преимущественно крестьянский костюм, не обращая внимания на то, что общество Беларуси было всегда многослойное. Горожане, шляхтичи – а каждый десятый (!), кстати, был шляхтичем, то есть, дворянства у нас было значительно больше, чем в России! - знали толк в моде не хуже парижан. Диктат моды и тогда был непререкаемым. А лучшие традиции белорусского народного костюма с его удобными проймами, басками, вышивками до сих пор – источник вдохновения и для профессиональных модельеров, и для женщин-модниц. Я, во всяком случае, использую их в своем гардеробе.

- У наших предков не было никакой адресной помощи семьям, господдержки, а семьи были и крепкими, и многодетными. Какой же рецепт счастья наши прапрабабушки знали? И неужели он безвозвратно утерян?

- Знаете, как наши женщины еще недавно в деревнях говорили? «Ласка душу достанет». Именно ласка, доброжелательность, любовь и уважение делали семейные узы такими прочными. И проявляли эту ласку ко всем членам семьи. Была «школа пеставання». Бабушка, мама, сестра-няня "пестили" ребенка - песни ему пели, сказки рассказывали, потешали. И ребенок, вырастая, с такой же любовью относился к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам. К жене и мужу тоже нужно было с лаской относиться. Похоже, этот простой рецепт сегодня во многих семьях действительно утерян. Главное для молодых, да и не очень молодых, супругов – самоутвердиться в семье, отстоять свое мнение, которое, конечно же, единственно верное. Ну а в результате этих семейных «турниров» почти половина браков распадаются…

Любовь Ракова с семьей

- А на чем еще держалась традиционная семья?

- На труде и ответственности. Семья жила в едином ритме, родители и дети проводили вместе почти все время – трудились. Труд был базовой ценностью, основой воспитания не только крестьянских детей, но и шляхтичей. Был такой обычай «сынкавання». Детей из шляхетских семей отдавали в крестьянские семьи на воспитание. Они учились трудиться в поле, доить коров, ухаживать за лошадьми. Иначе, как справедливо считали их родители, они просто не смогут управлять своим имением

Любовь Ракова с мужем

- А в своей семье Вы придерживаетесь этих патриархальных традиций?

- Многое стараюсь делать. И рассказываю, и своим примером показываю, как организовать бытовую, культурную жизнь семьи. Например, наши предки бережно хранили семейные реликвии – рушники, вышитые еще прабабушкой, прялки, веретена. Я тоже храню дорогие мне реликвии. А в честь умершего наши предки сажали дерево. Тоже ведь не сложно это сделать. А потом внуку показать клен или дуб, в честь его прадеда посаженный.

Конечно, многое из традиций уже невозможно реанимировать. Но можно и нужно возродить в семье ценность рода. Когда-то крестьяне устно, через сказания и предания, передавали из поколения в поколение свою родословную. А у шляхты родовод обязательно вели, записывали. Что мешает сегодня это возродить? Так же, как и приучать ребенка к труду, к уважению старших. Это уважение, семейная иерархия тоже были основой традиционного воспитания.

Любовь Ракова с внуком

- Наверное, все-таки сегодня семейная иерархия, «сынкаванне» и даже выпечка колобка четырехлетней девочкой могут быть только предметом исследования ученого-этнографа?

- Народ отбирал лучшее, жизненно важное. Опора на эти ценности, я уверена, и сегодня помогает человеку преодолевать жизненные трудности, гармонично строить свою жизнь, противостоять разрушительным влиянием. В семейном укладе, во взаимоотношениях нельзя с нуля начинать, в воспитании детей тоже нельзя. Наверное, в каких-то других областях жизни можно с нуля создавать новое. Но семейная жизнь, да и вся наша жизнь держится на опыте, который наши предки столетиями по крупицам собирали. И можно в этом опыте обязательно что-то для себя полезное найти.

- Исследовательскую работу вы сочетаете с семейными обязанностями, воспитанием детей и внуков, огородничеством, кулинарией…

- А я - трудоголик. В буквальном смысле ни минуты без дела сидеть не могу. Отдыхаю, меняя занятия: научную работу чередую с экспериментами на своем огороде. Вырастила как-то – в качестве эксперимента – четыре тысячи головок чеснока.

Любовь Ракова огородница

- И куда такой урожай?

- Замариновала, потом родственникам, друзьям, коллегам раздавала. Я вообще заготовки – маринады, соленья - делаю… сотнями банок. Кстати, мой шеф, оценив огороднические успехи, шутя посоветовал заняться огородничеством и как научной темой. Так появилась моя книга по истории овощеводства в Беларуси. Крестьянская любовь к земле засела во мне навсегда. Конечно, я могу купить и огурцы, и морковь, и тот же чеснок. Но люблю экспериментировать с различными сортами овощей, часами ходить среди растений и смотреть на них - это успокоение для души. Как молитва ...

Беседовала Людмила Леоненко

обсудить на форуме
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
оцените статью

Не указан форум для отзывов.