?стории одиночества: о фильме «На краю рая»
Я вбежала в кинотеатр насквозь мокрая от дождя, в хлюпающей обуви и единственное, чего хотелось?это горячего чая и сухой одежды.
Но с первых же секунд фильма я об этом напрочь забыла: передо мной ? последнее творение режиссёра, который спасает от осени ?Солнцем ацтеков?, пробуждает жажду любви ?Головой о стену? и просто изменяет привычный стук сердца, сам задавая ему ритм. Это - Фатих Акин.
?На краю рая? создан по всем ?акинским? правилам и сюжетам: здесь полно сигарет и чая в турецких стаканах, одиночества и совсем некиношных судеб, трамваев, дорог, обязательного Стамбула, крупных планов, шума улицы при раскрытых окнах, мужской глупости и женской терпеливости, изящества в отвратительном, серого неба. Любви, наконец.
Фильм разделён на три части двумя смертями, неожиданными и глупыми, когда только начинает вериться в благополучное разрешение истории, что жизнь выходит наконец на прямую и счастливую дорогу - Акин обламывает: не может всё быть по нашему желанию.
Пожилой Али находит родную душу в проститутке-турчанке Йетер, и уговаривает её жить с ним за те же деньги, что она зарабатывает за месяц. Йетер соглашается, знакомится с сыном Али - одиноким профессором германистики Неджатом, рассказывает о своей 27-летней дочери Айтен, с которой давно не виделась и о мечтах о её нормальном образовании. При такой семейной идиллии в дурацкой ссоре Али убивает Йетер, а Неджат уезжает в Стамбул на поиски Айтен. ? тут жизнь запутывается невероятными совпадениями?и разрешение так близко, достаточно просто повернуть голову влево, назвать имя, поделиться болью с еле знакомым человеком?но герои этого не делают. Всё дальше заводя ситуацию в тупик.
К тому же, фильм политичен, даже основан на проблеме соблюдения прав человека в современной Турции, вступлении её в Евросоюз, курдских восстаниях и группировках. Режиссёр не агитирует, не даёт оценки - знакомит. ? только. С одной стороны естественное желание поддержать государство, борющееся с необразованными и от этого преступными курдами, которые его расшатывают. С другой - страх и боль за поистине угнетаемую и унижаемую нацию, где у курдов нет никаких прав на самоопределение.
На краю рая ? это хорошо или плохо? Это одной ногой там ? или же изгнание на его периферию? Но рай бесконечен. ? именно таким краем бесконечности в фильме является прощение: сын прощает отца-убийцу, мать прощает убийцу дочери, и это значит, что они уже в бесконечности?
- Даниэль Дефо, роман "Молль Флёндерс"
- "Быть поэтом женщине – нелепость…"
- Я одеваюсь в секонд-хенде: о моде и не только с модельером Тали Рутман
Рекомендовать:
-
Впервые слышу про этот фильм, если честно. Спасибо, Ксения, заинтриговалиОтветить
