Наверх
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
?нформационно-аналитический сайт для женщин Женский онлайн журнал о красоте, здоровье, моде, семье

Революционерки: борьба за новый мир

1300
Революционерки: борьба за новый мир

7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции

Сейчас уже для многих вопрос ее величия спорен, да и что такое ?социализм? помнят не все, но дату из истории не выкинешь.

Революция была. Была радикальная смена государственного строя, нравственных устоев, были изменения во всех сферах жизни общества. ? женская половина этого общества активно участвовала в этих изменениях. Что двигало наиболее рьяными революционерками? К чему они стремились? Каких целей добивались? Эти вопросы имеют значение и в наше время. Ведь опыт был получен колоссальный, а осознать его до сих пор сложно.

Что же для нас ценно в событиях почти столетней давности? Понятно, что времена изменились. Но понять эти изменения можно, только ?вернувшись? туда и сравнив: что уже было, что появилось, а что исчезло бесследно и вряд ли вернется.

Женская демонстрация на Невском проспекте 23 февраля 1917
Женская демонстрация на Невском проспекте 23 февраля 1917 г.

Женщины-революционерки как секс-символы

Пока я работала над материалом, я изучила десятки публикаций на тему ?великие революционерки?. Первое, что бросается в глаза ? это пристальное, можно сказать одиозное внимание к национальности, сексуальным предпочтениям, семейной и личной жизни этих женщин. ?менно по этим фактам и критериям нынче оцениваются вся их деятельность, все их творчество. Да, конечно, личная жизнь у героинь революции действительно была, во всех смыслах, выдающаяся.

Каторжанки после освобождения 1917
Катаржанки после освобождения 1917 г.
Ведь чем более предсказуемой и нейтральной является роль женщины в традиционных условиях, тем больше ?сюрпризов? может преподнести эта же дама в нестандартной ситуации. А если иметь в виду, что подавляющее число революционерок были родом из обеспеченных, аристократических семей, то есть имели прекрасное образование и довольно лояльное воспитание, ? то становится понятным, какая это была потрясающая возможность реализовать свои чаяния, мечты и фантазии.

Александра Коллонтай и свободная любовь

Внимание наших современников к интимным деталям биографий женщин-революционерок многое говорит не о дамах эпохи, а о нас самих. Почему-то литературная, общественная, просветительская деятельность этих женщин интересует широкую общественность гораздо меньше, чем их сексуальная жизнь. Например, Александра Коллонтай сейчас, как правило, упоминается в связи с приписываемой ей теорией свободной любви, а не как яркий оратор и идеолог международного женского движения, член Коминтерна, активный внешнеполитический деятель СССР.

Александра Коллонтай
Александра Коллонтай
А ?несса Арманд известна не столько яркой политической деятельностью, сколько близкими отношениями с вождем революции Ульяновым-Лениным.

?
?несса Арманд
Такая фокусировка внимания, безусловна, не случайна. В современном мире, зрелые, влиятельные, обеспеченные финансами и общественным вниманием женщины также могут позволить себе разнообразную личную жизнь с молодыми и красивыми мужчинами. Но результатом этих отношений будут не философские рассуждения о смысле и предназначении любви, а публично освещаемые истории измен, ревности и даже насилия.

Да, парадоксально, но современные дамы используют власть и славу для решения своих узких, личных, семейно-бытовых задач. Даже наиболее громкие женские законодательные инициативы сегодня направлены не на создание новых моральных ценностей или моделей отношений, а на ужесточение существующего порядка, ограничение существующих норм, причем средствами, изначально для этого не предназначенными, а значит ? неэффективными.

Опыт революционерок

На этом фоне особенно ценным является опыт женщин-революционерок, их попытки решения ?женских? проблем путем преобразования всего общества, всех сфер жизни. Эта экзотическая и не понятная для нас уверенность, что, решая глобальные социальные задачи, мы, в итоге, решим и свои личные, частные проблемы. Не наоборот.

Манифестация женщин 19 марта 1917
Манифестация женщин 19 марта 1917 г.
Так, рассуждая об идеале любовных отношений в своей работе ?Дорогу крылатому Эросу?, Александра Коллонтай писала: ?Признание взаимных прав и умение считаться с личностью другого, даже в любви, стойкая взаимная поддержка, чуткое участие и внимательная отзывчивость на запросы друг друга при общности интересов или стремлений ? таков идеал любви-товарищества, который выковывается пролетарской идеологией взамен отживающему идеалу "всепоглощающей" и "всеисключающей" супружеской любви буржуазной культуры?.

Любовь на благо революции

Высокие идеалы предполагалось сделать неизбежными и обязательными. Средством для реализации этой цели были все те же, ?неизбежные? любовные отношения. ?Строитель новых форм жизни, пролетариат, должен из всякого социального и духовного явления суметь извлечь для себя урок, понять явление, осознать его и подчинить себе, обратить данное явление еще в одно из оружий самозащиты класса?.

Так, даже нежное и трепетное чувство предполагалось употребить на благо революции. Но само по себе чувство любви не существует (если под ней мы не подразумеваем вселенской безличной гармонии и красоты), оно проявляется благодаря свои носителям/носительницам. А вот их-то ?употребить? на благо (со всеми их переживаниями и смятениями) очень даже можно.

Женщины-политзаключенные, освобожденные из Рыбинской тюрьмы
Женщины-политзаключенные, освобожденные из Рыбинской тюрьмы
? начинается историческая чехарда с введением женсоветов и их закрытием (переводом в производственное подчинение); максимальным упрощением семейно-брачного законодательства и запрещением абортов; строительством детских садов, школ и больниц и разрушением традиционной семейной морали (вспомним историю Павлика Морозова).

Судьба женских инициатив

Женщины, как созидательная революционная сила, нашли себе применение только в первые годы революции. Очень скоро их инициативы были свернуты или переведены в производственно-хозяйскую плоскость. Они опять стали, в большинстве своем, использоваться лишь как экономический и демографический ресурс. Но тем ценнее и интереснее их мысли по поводу новой, лишенной всякой несправедливости, жизни.

?Не подлежит сомнению, что в осуществленном коммунистическом обществе любовь, "крылатый Эрос", предстанет в ином, преображенном и совершенно незнакомом нам виде. К тому времени "симпатические скрепы" между всеми членами нового общества вырастут и окрепнут, "любовная потенция" подымется и любовь-солидарность явится таким же двигателем, каким конкуренция и себялюбие являлись для буржуазного строя. Коллективизм духа и воли победит индивидуалистическое самодовление. ?счезнет "холод душевного одиночества", от которого люди при буржуазной культуре искали нередко спасения в любви и браке; вырастут многообразные нити, переплетающие людей между собою душевной и духовной спайкой. ?зменятся чувства людей в сторону роста общественности, и без следа пропадет, затерянное в памяти былых веков, неравенство между полами и какая бы то ни было зависимость женщины от мужчины?, ? пишет Коллонтай.

Александра Коллонтай и беспризорники
Александра Коллонтай и беспризорники
Опыт женских инициатив, опыт женских социальных преобразований, пусть и не слишком успешный, необходимо не отвергать, а изучать, рассматривать с разных сторон, взвешивать и оценивать. Конечно, уже с позиции нынешних знаний и ситуации.

Опыт именно тем и ценен, что позволяет решать текущие проблемы более эффективно, не повторяя ошибок. ? какая-то значимая связь между прошлыми событиями и сегодняшним днем быть должна. ? 7 ноября остается для нас важной датой. ?наче нет смысла, нет выводов, нет опыта ? и нет полноценного настоящего и будущего. 

Печать
Оценка статьи!
Обсудить на форуме

Рекомендовать:

Твит Нравится Нравится
  • Теги:
  • феминизм
Комментарии 1
Защита от автоматических сообщений

Надоело вводить проверочный код?

Зарегистрируйтесь
  • hanna

    думаю, что история редко рефлексируется, к сожалению...