Берегите детские нервы!
Когда ребенку снятся кошмары или он немного заикается, часто капризничает и упрямится, грызет ногти или сосет пальцы ? родители обычно оправдываются: ничего, перерастет! ? как будто не замечают, сколько вокруг нервных взрослых, которые так и не переросли свои детские проблемы?
К вышеперечисленным признакам детской нервности можно еще добавить навязчивые страхи, которые делают ребенка пугливым и тревожным; истеричное поведение, когда ребенок всеми способами пытается обратить на себя внимание ? будь то катание по полу или визг; нарушения сна (трудности с засыпанием, раздерганный, поверхностный сон), плаксивость (нытье), энурез (ночное недержание мочи), онанизм, нервные тики, агрессивное или враждебное поведение, трудности в установлении дружеских контактов со сверстниками и взрослыми людьми, боязливость и болезненная застенчивость. У ребенка может быть всего лишь несколько из вышеперечисленных симптомов, но если они мешают ему нормально жить и развиваться, значит, вам необходима консультация психоневролога ? все это признаки нервности или невроза.Нервность вообще не принято считать серьезной проблемой, заслуживающей постороннего вмешательства. Нервные все ? и взрослые, и дети: жизнь, говорят, такая. ? все же предлагаю проникнуть вглубь этой таинственной формулировки и понять, что же доводит детей до ?такой жизни?.
Причины невроза
Прежде всего, замечу, что специалисты в области психоневрологии не разделяют обывательскую точку зрения, что нервность является незначительной проблемой. По мнению А. ?. Захарова, известного детского психоневролога, ?невроз ? это заболевание, которое затрагивает значимые аспекты становления личности, систему ее взаимоотношений в семье и затем уже со сверстниками и другими взрослыми. Причиной невроза являются эмоционально заостренные, существенные для ребенка переживания, с которыми он не может справиться сам из-за возрастной незрелости психики, интенсивности психотравмирующего воздействия или неразрешимых обстоятельств. В большинстве случаев этими обстоятельствами будут отношение к нему родителей как наиболее значимых лиц и сама психологическая атмосфера семьи, с которой неразрывно связана жизнь ребенка?. Другими словами, нервные симптомы у ребенка появляются не просто так, а по определенной и веской причине, и причина эта, в подавляющем большинстве случаев, находится в семье. В отличие от здоровых детей, которые в семье ищут защиты и поддержки, для нервного ребенка семья является источником беспокойства и тревоги, т.к. именно в ней происходят травмирующие психику ребенка события.
Невротизация ребенка может происходить уже в так называемый пренатальный период, т.е. еще до рождения. Беременная женщина, по какой-то причине остро переживающая свою беременность, не справляющаяся со своим беспокойным, тревожным, неудовлетворенным состоянием, на гормональном уровне передает плоду такие же ощущения, что неблагоприятно сказывается на формировании у него нервно-регуляторных систем. После рождения такой малыш часто вздрагивает от шума и беспокойно спит, легко утомляется, плохо переносит яркий свет, духоту, громкие звуки, у него снижается общий иммунитет. Оно и понятно ? странно было бы, если бы у нервных матерей рождались спокойные дети. Поэтому, заметив у ребенка неадекватные нервные проявления, не стоит задаваться риторическим вопросом ? откуда у него это? ? а, в первую, обратить внимание на себя и свою семейную жизнь.
Что больше всего нервирует детей?

В первую очередь, инверсия семейных ролей, когда мать по-мужски сурова и требовательна, а отец ? по-женски мягок и нерешителен или мало участвует в семейной жизни. Такое искаженное поведение люди, как правило, привносят из своей родительской семьи. Перестановка ролей происходит и в полной семье, когда мать относится к детям настолько строго и принципиально, как если бы она была отцом, не признающим никаких слабостей. Она доминирует в семье, конкурирует с отцом и не может дать детям душевного тепла. Тогда единственным способом эмоционального общения с матерью становятся невротические реакции, вроде упорных страхов, навязчивых непонятных кашлей, необъяснимых болей в животе. Такие реакции могут привлечь внимание мамы и смягчить ее формальное отношение к детям. В качестве примера приведу одного знакомого 4-х летнего мальчика: как только мама принималась его ругать, он начинал непроизвольно кашлять. Она, зная его слабое здоровье и боящаяся всяких болезней, тут же переключалась на это и становилась к нему мягкой и снисходительной: кашель проходил.
Вообще, мальчики более подвержены неврозам, когда в семье главенствует мама. Объяснить это можно тем, что если нет открытого супружеского конфликта, мама ?отыгрывается? на сыне, видя в нем продолжение нерешительного и слабого мужа.
Портрет родителя нервного ребенка

?так, попробуем составить обобщенный портрет родителя, который в силу своих личностных особенностей расшатывает нервную систему своему ребенку. Во-первых, такому родителю присуща повышенная эмоциональная чувствительность, склонность ?близко принимать к сердцу? любую мелочь, легко приходить в волнение. Вторая отличительная черта ? тревожность и неустойчивость настроения (в основном, в сторону его снижения). Помимо этого следует отметить противоречивость личности, рассогласованность чувств и желаний (сам не знает, чего хочет), доминантность, эгоцентричность (фиксация на своей точке зрения) и гиперсоциальность (повышенная принципиальность, утрированное чувства долга, трудность компромиссов). Эта гремучая смесь дополняется неуверенностью в себе, проблемами личностного самоопределения, внутренней неудовлетворенностью собой и своей жизнью.
Наиболее частые ошибки родителей
1. Невольная компенсация своих неотреагированных чувств и переживаний. К примеру, боящаяся одиночества мать начинает ?душить? самостоятельность и индивидуальность ребенка своей гиперопекой. ?ли нервное напряжение после тяжелой работы выливается у отца в срыв в виде крика и физических наказаний.
2. Проекция своих личностных проблем на детей. Это когда взрослые приписывают или обвиняют детей в том, что на самом деле присуще самим родителям. Можно сказать, что родители не замечают своих недостатков, но видят их у ребенка, требуя от него того, в чем сами не являются примером.
3. Расхождение между словом и делом. То есть когда родители говорят одно, а делают другое (врать нехорошо, но когда звонит не вовремя знакомый, скажи, что меня нет дома), показывая этим непоследовательность и двойственность своей личности. Стоит упомянуть и такой фактор невротизации детей, как непонимание взрослыми своеобразия личностного развития детей. Родители, не имея элементарных представлений о детском развитии, могут, к примеру, считать ребенка упрямым, когда речь идет о сохранении естественного чувства собственного достоинства. ?ли родители думают, что ребенок не хочет выполнить их требование (аккуратно кушать в год или два), а он просто не может сделать этого в силу возраста.
4. Непринятие ребенка. Это вызвано либо нежеланием иметь ребенка вообще, либо преждевременностью его появления. В большой степени это отражается на состоянии ребенка в первые годы жизни, когда малышу наиболее всего требуется эмоционально-теплое отношение мамы. Непринятие ? одна из причин возникновения многочисленных страхов у детей. Часто эта проблема встречается у молодых матерей, у которых еще плохо развито чувство материнства. Проявляется непринятие в раннем отказе матери от грудного вскармливания, раннем помещении ребенка в ясли или передачей их родственникам или няне; недовольством и раздражением в отношении себя и ребенка, преобладанием отрицательных оценок в отношении характера ребенка, недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, крайним формам попустительства или, наоборот, деспотическому стилю воспитания.
5. Несоответствие требований и ожиданий родителей к возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей. Не сладко приходится тем детям, чьи родители повышенно амбициозны и вдобавок эмоционально невежественны ? они могут просто ?затюкать? ребенка придирками и насмешками.
Всех оплошностей родительского отношения не перечислить. Понятно и так ? здоровье детской нервной системы в наших руках. Это необходимо постоянно осознавать и не делать детей заложниками наших личных проблем.
Рекомендовать:

А я не согласна в корне. Думаю, хотя бы один из перечисленных симптомов есть у каждого из детей. Кто-то ногти грызёт, кто-то агрессивный. Думаю, что проблема надумана для того, чтобы создавать работу психоневрологам. Нервно-психические напряжения - это нормально. Они бывают у всех - мы ведь не наркоманы и не в коме, чтоб нам всё время было хорошо. Дети ведь тоже люди, со своими проблемами.
Вряд ли разумно говорить о детях как о людях со своими проблемами. Вспомните себя: когда вы себя впервые осознали, с какого возраста помните, когда по-настоящему осмысленно стали действовать. По моим наблюдениям - это лет в 19 (а то и позже). А до этого времени человек находится как в легком тумане, его поступки продиктованы не принципами, а заложенными в нем шаблонами поведения (разумеется, не всегда) и инстинктивными реакциями. Да, он мыслит, что-то решает, что-то делает, но это не сравнимо по осознанности с 20-летним возрастом (не говоря уже о зрелом периоде жизни человека). Мне понравилось высказывание Юнга :"Сознание человека подобно водной глади, на которой то здесь, то там есть острова. С возрастом (18-25 лет) эти острова сливаются воедино и образуют своего рода материк, саму личность". Так что человек за себя адекватно отвечает в лучшем случае лет с 18, а до этого, основная причина всех радостей и бед - это семья.
Но все же, спасибо автору за статью, за четко сформулированную проблему большинства матерей и отцов.