Белорусы – нация или тутэйшыя?
Белорусы… Кто это? Большая семья? Народ со своей историей, своими традициями, своей культурой? Или просто население одной территории, ничем не родственные друг другу люди, пассажиры одного автобуса?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы вместе.
Сперва откроем словарь и узнаем, какой минимум необходим, чтобы называться нацией.
Нация (от латинского nation – племя, народ) – историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания.
А теперь остановимся на вышеперечисленных пунктах подробнее. Итак…
Историческая общность
Наша история логически оправдывает нашу самобытность, делает нас сильной, непокрённой нацией. Вспомните:
- Грюнвальдская битва 1410 года (оборона против западных захватчиков);
- Битва под Оршей 1514 года (известнейшая битва в вековом противостоянии с Москвой);
- Народное сопротивление польской, российской, немецкой оккупации.
Кто-то скажет, что это только на бумаге. Но женщины знают, как важно похвалить себя перед зеркалом. Не так ли?
А что же говорят нам сегодняшние идеологи? Они воспитывают нас на патриотизме к общероссийским ценностям: «Мы с русскими – один народ» – не раз слышали мы по ТВ. Мы смотрим НТВ, РТР и опять же обобщаемся. Даже праздник нашей независимости превращён в день единения с Россией. Отсюда невольно напрашивается вывод, что кто-то очень хочет сделать нас русскими.
Может, так и есть? Но лично для меня – нет! И как ответит на этот вопрос каждый из нас – так и будет. Тут не нужны экспертизы генетиков. Поляк никогда не станет чехом, а немец – австрийцем, хотя внешне они похожи. Разность – внутри нас.
Язык

Белорусский язык сейчас в упадке, и никакой поддержки со стороны государства не наблюдается. Ситуацию могут изменить только срочно принятые меры, подобные украинским: перевод современной литературы на белорусский язык, качественный перевод фильмов, поддержка белорусскоязычных музыкальных групп. Ну и, конечно же, на возрождение родного языка в стране может повлиять каждый из нас и для этого “много ума” не надо. Думаю, не так уж сложно попросить хлеб в магазине по-белорусски, зажигая тем самым ещё одну искорку “адраджэння мовы”!
Культура, характер, быт, традиции

Чрезвычайно богаты белорусские традиции: Каляды, Масленіца, Купалле, Дажынкі, Дзяды – известны нам с детства. Также широко известны исключительные черты характера белоруса. Белорусы, по большей части, очень приветливы и добродушны. Высока взаимопомощь между людьми, доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия: у нас скрупулезно соблюдают договоренности, редко обвешивают на рынках и особенно заботятся о своей репутации (причем, не только в бизнесе).
Безусловно, у всех на слуху имена наших национальных героев: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Тадеуш Костюшко, Кастусь Калиновский, Якуб Колас, Янка Купала. Все эти люди посвятили свою жизнь нашей земле. Их поступками и достижениями восхищаются миллионы. Чего стоит Евфросиньевский крест или печатный станок Скорины, выводивший нас на первые места в Европе по техническому прогрессу, или отданная за нашу свободу жизнь Калиновского… К сожалению, почитание их памяти сегодня ограничивается лишь курсом средней школы.
Самосознание
Как нам удалось доказать, что мы имеем право на самоопределение? Почему у чеченского народа, у которого, кроме вопросов, есть ещё и огнестрельный аргумент, это не получилось? Потому что мы были нацией! С нашим словом считались, нас уважали, у нас была интеллигенция, со своим бытом, языком, культурой и мнением. Что же произошло? Где мы сейчас? Кто мы?...
Возможно, мы просто устали. Устали от многочисленных воин, экологических катастроф и экономических кризисов. Устали и легли спать… Но я уверен, что не навечно. Вот уже пробиваются первые лучики солнца… Начинается новый день!

Статьи по истории должны писать профессиональные историки, а не студенты-химики. У автора получился полный бред.
Одна эта фраза чего стоит: "Битва под Оршей 1514 года (известнейшая битва в вековом противостоянии с Москвой)" - ухахататься можно.
Дело не в том, были ли у так называемых сегодня Белорусов зачатки государственности в период Киевской Руси - да, были, а в том, что на протяжении тысячелетия, когда собственно и происходило складывание современных наций - русских, поляков, чехов и т.д. абсолютно независимое государство, выросшее из Полоцкого и Туровского княжеств просуществовало, в лучшем случае, столетие, а дальше - вопрос, конечно, спорный, но: княжество было литовское, а не литвинское; Реч Посполитая не была конфедерацией (там был единый управленческий орган); Россия была самодержавным государством, так что говорить о том, что белорусы были самостоятельным народом, по меньшей мере, наивно.
Дальше: ВСЕ войны 19-20 веков прошли через территорию Беларуси - Наполеон, Первая Мировая война, Вторая Мировая война (кстати, если кто не помнит, во Второй Мировой войне погиб каждый 3 житель БССР ). А теперь вопрос на смекалку: кто помог БССР восстановится после войн, кто заселил опустошенные земли, кто прислал армаду рабочих, которые в 50-е годы выстроили Минск заново, а потом осели в спокойном и малонаселенном крае - РУССКИЕ. Мы говорим на русском языке, потому что огромный процент людей Беларуси - либо этнические русские, либо люди, предки которых были, так сказать, стопроцентными русскими.
Читайте профессиональные исторические труды перед тем как делать далеко идущие выводы и смотрите на вещи здраво - история Беларуси - это не история отдельного народа, это история отдельного края.
Уважаемая, Алёна, в этой статье я хотел оправдать право белорусов иметь сегодня суверенное государство. То что государственных образований не было я знаю, но речь идёт о этнографических предпосылках создания белорусской нации. Это разные вещи. И как непрофессиональный историк советую вам открыть любой этнологический университетский учебник и посмотреть: что даёт права считать себя отдельным народом. Отнюдь не имперское прошлое...
Ну или если у вас нету времени рекомендую приехать в Ирландию и рассказать им, что край они самы настаяшчы! край!
Одна эта фраза чего стоит: "Битва под Оршей 1514 года (известнейшая битва в вековом противостоянии с Москвой)" - ухахататься можно.
Дело не в том, были ли у так называемых сегодня Белорусов зачатки государственности в период Киевской Руси - да, были, а в том, что на протяжении тысячелетия, когда собственно и происходило складывание современных наций - русских, поляков, чехов и т.д. абсолютно независимое государство, выросшее из Полоцкого и Туровского княжеств просуществовало, в лучшем случае, столетие, а дальше - вопрос, конечно, спорный, но: княжество было литовское, а не литвинское; Реч Посполитая не была конфедерацией (там был единый управленческий орган); Россия была самодержавным государством, так что говорить о том, что белорусы были самостоятельным народом, по меньшей мере, наивно.
Дальше: ВСЕ войны 19-20 веков прошли через территорию Беларуси - Наполеон, Первая Мировая война, Вторая Мировая война (кстати, если кто не помнит, во Второй Мировой войне погиб каждый 3 житель БССР ). А теперь вопрос на смекалку: кто помог БССР восстановится после войн, кто заселил опустошенные земли, кто прислал армаду рабочих, которые в 50-е годы выстроили Минск заново, а потом осели в спокойном и малонаселенном крае - РУССКИЕ. Мы говорим на русском языке, потому что огромный процент людей Беларуси - либо этнические русские, либо люди, предки которых были, так сказать, стопроцентными русскими.
Читайте профессиональные исторические труды перед тем как делать далеко идущие выводы и смотрите на вещи здраво - история Беларуси - это не история отдельного народа, это история отдельного края.
Затое ў Гданьску плануецца адкрыццё беларускамоўнага ліцэя ((( Як кажуць, хочаш ведаць родную мову – едзь за мяжу!
[QUOTE]Berkana13 пишет:
Але ж неадступна зудзіць пытанне - А чаму ж па-руску?!
Шаноўная Berkana13, сэрцам я разумею вашае недаўменне. Але ж мы стараліся сыходзіць з аб’ектыўнай рэальнасці. Наш партал – рускамоўны. Але мы, яго стваральнікі – беларусы, і выказаць свою асабістую любоў да роднай мовы і заклапочаннасць яе лёсам нам таксама неяк хочацца. Па-першае, арыгінальныя творы (проза, паэзія) мы плануем размяшчаць на партале ў адпаведных рубрыках, сёе-тое там ужо ёсць, то бок, хто любіць беларускую літаратуру, хто піша празаічна-паэтычныя творы на мове, хто хоча сваім словам зрабіць нейкі ўнёсак у адраджэнне мовы – калі ласка, далучайцеся, будзем вельмі ўсцешаныя! Дадзены ж артыкул напісаны студэнтам-хімікам, які толькі вывучае мову, і напісаны не пра мову выключна, а наогул пра тое, кім мы, беларусы, самі сябе адчуваем. Ды й мы тут, у рэдакцыі, не беларускамоўныя філолагі, каб добра рэдагаваць беларускамоўныя артыкулы і пакуль спрабуем нешта рабіць з таго, што маем, што самі можам, так бы мовіць. Іншая справа, калі ў будучым у нас з’явяцца выключна беларускамоўныя аўтары, сапраўдныя спецыялісты ў пытаннях мовы і беларускай культуры наогул, якіх сапраўды варта і размяшчаць у “арыгінале”, і дубліраваць.
І яшчэ, Berkana13, беларускамоўныя беларусы, прынамсі, яны ж і без таго выдатна разумеюць, як важна чалавеку ведаць сваю мову, свае карані, што значыць ганарыцца сваім, родным, але іншая справа (і ў гэтым ёсць вялікая праблема, на наш погляд), што многія беларусы проста пра гэта не задумваюцца, як і я калісьці, як і наш аўтар і яшчэ шмат хто. Таму вось і хочацца быць максімальна зразумелымі і, калі хочаце, максімальна натуральнымі, шчырымі, не штучнымі то бок. Да таго ж у нэце, мне здаецца, як раз хапае беларускамоўных сайтаў, калі ўжо нехта мае патрэбу размаўляць ці чытаць выключна па-беларуску. Такі чалавек проста не будзе чытаць наш партал
Неяк горка... Не, мне не цяжка папрасіць у краме хлеб па-беларуску, і нават, яго дадуць... А вось, напрыклад, аддаць сваю дачку ў беларускамоўны дзіцячы садок я не магу. Таму што няма ў нас такіх! У сталіцы, магчыма, ёсць, а ў нас - няма. І асобных груп беларускамоўных няма. А я хачу, вельмі хачу, каб мая дачка не проста ведала беларускую мову, але і карысталася менавіта ёй ў паўсядзённым жыцці! Толькі ў сям'і, нажаль, прывіць гэта нельга (я сама і мая сям'я - рускія
Если даже допустим, что среди "литвинов" присутствовали представители формирующейся(!) белорусской НАРОДНОСТИ - это в лучшем случае тысяча-полторы человек...
Всего, по данным белорусских источников, в войске было 28 полков с современных белорусских земель, 8 — с украинских, 4 — с литовских.
Мне известна такая цифра. Но своими спорить не буду.
Так как вопрос Грюнвальдской битвы не столь актуален. Он объясняет нашу независимость от запада, которую и так разными способами нам доказывают на протяжении последних 150 лет и по сей день, и в дополнительной защите
он не нуждается.
Извините за опечатки, буду более внимательным.
Вопрос к уважаемому автору - правомерно ли говорить о битвах под Грюнвальдом и под Оршей как о доказательстве самобытности и непокоренной НАЦИИ? Именно о нации идет речь в данной статье. Между тем в те сроки, когда имели место вышеозначенные сравнения, только заканчивалось формировании белорусской НАРОДНОСТИ! Формирование же белорусской НАЦИИ произошло во второй половине XIX в. Какое же отношение имеют те события к поднимаемой проблеме? .
Давайте посмотрим чем отличается понятие нации от народности.
По сути - ничем. Дело в том что история очень любит прогибаться под властью.
И если власть очень хочет доказать свою правоту, появляются в ней и новые понятия.
Очень выгодно было для Москвы говорить, что белорусская и украинская национальность сформировалась в рамках одного государства с Россией.
К примеру: в других странах понятия народности вообще не существует.
Переведём народность и нацию на английский язык - nation (во обеих случаях) в немецком видим тоже самое
а вот уже как на моей памяти лет десять ведутся дискуссии «Когда белорусы станут нацией?»
Возможно, большая проблема в том, что Беларусь находится на перекрестке стран, входила то в территорию одной страны, то другой. Таскали ее бедную. То поляки насиловали, то русские. Не буду говорить, кто сейчас насилует(( Отчасти, нация, как мне кажется, где-то искусственно формируется. Т.е. необходимо поощрять бел. культуру, язык, причем сверху. Ну или хотя бы не мешать, как это у нас делается.
Хоть практически все мои предки с России (остались в Беларуси после войны), я считаю себя белорусской, потому что здесь родилась, выросла, сформировалась как личность.
Ну и нация зиждется на нац. героях. Лариса Гениуш, Колас и Купала и т.д. Они - яркое свидетельство существования белорусской нации.
Опечатки имеются и у автора
Надеюсь, что на портале в скором времени появится опция «заметили ошибку - исправьте» и благодаря таким грамотным читателям, как наши уважаемые лукашисты, мы, редакция, наконец, вздохнем с облегчением, поскольку никто уже не будет описываться и обка…ся
я из тех, кто верит в белорусскую нацию, в то, то она была и есть, и никуда не денется, во всяком случае, пока я живу), это удел историков..
рита, я сама из таких, как вы )) ну а по поводу историков - это тоже еще спорный вопрос. во всяком случае я знаю, что среди историков ведуться не менее горячие дискуссии на тему бел. нации, к тому же, не для кого не секрет, что история переписывается под соответствующий заказ, поэтому именно нам, сознательным, надо все время быть на чеку!
Из Интернета: «Самобытность белорусского народа - результат многовекового развития. Множество раз приходилось братья оружие к рукам, а после каждого нападения завоевателей начинать строить жизнь почти с начала, поднимая свое хозяйство из руин. По этой причине настойчивость, которая иногда доходит до упрямства, есть одной из характернейших черт белорусов. Сюда же можно отнести также надежность, трудолюбие, скромность, уважение к старшим, верность в дружбе. По свидетельству социологов и психологов, среди большинства белорусов проявляются такие черты, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упрямо добиваться поставленной цели, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверчивое отношение к людям, коммуникабельность, честность, порядочность. Вместе с тем нужно заметить, что у некоторых белорусов проявляется необоснованное упрямство, неуступчивость, неумение в необходимых случаях идти на компромисс во взаимоотношениях. Отдельным из них могут быть присущи недоверчивость, подозрение, отчужденность. Как свидетельствуют экспертные опрашивания, представители этой наций более замкнуты, чем, например, украинцы, россияне». Да, блин, мы такие, черт возьми! Знаете, почему я, не задумываясь, отношу себя к белорусской нации? Потому что я не могу представить себя русской или полькой, или украинкой. Я – другая!!!
Стесняемся спросить, а почему статья не написана на беларускай мове, зажигая тем самым ещё одну искорку “адраджэння мовы”?
Политика у нас такая. Для всех жителей Беларуси (и не только Беларуси) на всем понятном языке. Але ж усе мы (адміністрацыя) час ад часу размаўляем на беларускай мове. Русскоязычная аудитория намного шире белорусскоязычной, ну и много русских в Беларуси, пусть и они понимают наши проблемы
Стесняемся спросить, а почему статья не написана на беларускай мове, зажигая тем самым ещё одну искорку “адраджэння мовы”?
Попросить, конечно, можно, только в ответ можно услышать "чыво? гавары па чалавечыски!" Я считаю, что колхозники как раз те, кто "гаварыт па-чалавечыски", считая, при этом, что изъясняется на чистейшем русском, а тех, кто говорит на белорусском без примесей трасянки, считает "недоразвитыми, больными, странными и т.д." К сожалению, таких колхозников хватает не только среди продавцов, но и среди "высоких" чиновников.
Любіце мову, каб не ўмёрлі!
Ну не знаю, лично меня в Минске постоянно обвешивают... Хотя, не факт, что это белорусы
Знаете, с одной стороны, я злюсь на наших белорусов за их "абыякавасць" и "агульную млявасць", с другой стороны, вот приеду к бабушке на Гроденщину - душа радуется, такие хорошие люди там живут, настоящие белорусы, многие говорят на мове, у многих это в крови, с детства. Так что Минск неправомерно называют культурной столицей, во всяком случае сегодня. И дело даже не в языке. В общественном транспорте могут так обматерить, что любому колхозу до этого далеко. На самом деле свядомых белорусов много, только они как-то незаметны на общем фоне почему-то, может, действительно уже от всего устали. Я сама устала.
Я познакомился с беларускомоўнай молодёжью. Я увидел их горящие глаза, и в меня вселилась вера и надежда.
Когда я сходил на кинопросмотр на филфак БГУ на фильм 98 года с белорусским переводом и увидел 150 человек молодёжи, некоторые из которых сидели на полу. Я просто был в шоке)
Люди пришли на фильм, который скорей всего уже смотрели, чтобы послушать родной язык. Я ощутил себя как бы в другой Беларуси. В Беларуси с белорусскими ценностями. Теперь и живу в ней)
Тема острая и сложная, как и сам вопрос. Хотя лично для меня ответ на него вот уже лет пять как совершенно очевиден. Я – белоруска! Но я часто думаю о другом. Когда и как во мне зародилось, заговорило, остро проявилось это ощущение – что я – белоруска!? Уж точно не школе, хотя я закончила беларускамоўную гимназию (где язык любили единицы), и дома всегда были лучшие образцы белорусской литературы, т.к. мама работает в ведущем издательстве страны, точнее, это когда-то оно было таковым, когда там работали действительно лучшие представители белорусской литературы – свет белорусской интеллигенции, свет нации, которые в один прекрасный момент вдруг резко оказались не удел, и их места заняли другие “таланты”. Каждое лето в детстве я проводила у своей бабушки – в Дудутках, в доме которой всегда можно было найти байки Крапивы или рассказы Быкова. Но все равно что-то во мне долгое время притупляло ощущение беларускасці, я больше восхищалась русской литературой, русскими актерами, русским языком… Белорусский казался мне каким-то колхозным, что ли. А потом, уже после окончания университета, когда я впервые начала выезжать за границу, когда мой круг общения заметно расширился, когда началась действительно самостоятельная жизнь, во мне что-то ёкнуло и пришло новое понимание самой себя и мира вокруг. Знаете, это как с веснушками. Сначала ты комплексуешь, стесняешься, замазываешь их, выводишь, чтобы не сказали “рыжая”, а потом в какой-то момент понимаешь, что как раз в них твоя особенность, твоя непохожесть на других, твоя изюминка. И потом ты злишься на себя, что была такой дурой, что не видела этого, стеснялась своей уникальности. Конечно, мне болит душа за то, что есть и агрессивно настроенные, и равнодушные к белорусской культуре, языку, традициям, истории люди. Но от этого моя любовь к своему-родному меньше не становится. Наоборот, хочется больше узнавать, читать, слушать и делиться со своими открытиями с другими. Кстати, по поводу открытий. Вершы Караткевича я всегда запоминала лучше, чем стихи Пушкина.
…Там звіняць неўміручыя песні на поўныя грудзі,
Там спрадвеку гучыць мая мова, булатны клінок.
Тая гордая мова, якую і тады не забудзем,
Калі сонца з зямлёю ў апошні заглыбяцца змрок.
Ты — наш край. Ты — чырвоная груша над дзедаўскім домам,
Лістападаўскіх знічак густых фасфарычная раць,
Ты — наш сцяг, што нікому, нікому на свеце, нікому
Не дамо абсмяяць, апаганіць, забыць ці мячом зваяваць.
Мы клянёмся табе баразной сваёй першай на полі
І апошняй раллёй, на якую ўпадзём у журбе.
Мы клянёмся табе, што ніколі,
Ніколі,
Ніколі,
Так,
Ніколі ня кінем,
Не кінем,
Не кінем цябе!!!