Гипермаркеты: покупатель всегда крайний?

29.03.2014 12:32

Сегодня короли шопинга – торговые сети. Они растут, как грибы после дождя. Стремительно теснят на обочину гастрономы и булочные. Агрессивно вступают в схватку за наши кошельки. А как чувствуем себя в этих сетях мы, покупатели?

Гипермаркеты: покупатель всегда крайний? Фото: FEMINA

Бойся желаний – они исполняются …

В конце рабочего дня захожу в гипермаркет. Других магазинов возле моего дома нет. Да и во всем нашем новом микрорайоне маленьких магазинчиков нет. И хотя мне нужен лишь пакет молока и батон, приходится «нырять» в сетевого гиганта. 

Чтобы попасть в торговый зал, нужно пройти мимо лотков с фруктами и овощами. Можно самой выбирать апельсины, бананы, морковку и т.д. Поэтому пройти мимо фруктово-овощного развала как-то не получается. Даже если дома есть запас овощей и фруктов на целую неделю. «Зависаю» возле лотков. 

Дальше - прилавок с мясом. Понимаю, что только вчера купила полкило фарша. И нам с мужем и котом вполне хватит его, чтобы приготовить ужин. Но поддаюсь какой-то общей гигантомании - покупаю килограмм. Зачем, если завтра будет очередной подвоз свежего мяса? А на всякий случай! 

Акции и скидки
Редкий покупатель способен пройти мимо вывески "Скидка" или "Акция". В итоге тележки наполняются не всегда нужными продуктами.

Не могу пройти и мимо желтых табличек с призывным словом «акция». Да и выкладка продуктов настолько удобная, что руки к ним сами тянутся. Покупаю, сама не зная зачем, банку консервированных ананасов. Две пачки пельменей, пакет замороженных овощей, палку сервелата. Нагружая тележку, напоминаю себе, что на эти продукты – скидка. А значит, я поступаю, как рачительная хозяйка. О том, что дома в холодильнике уже есть и пельмени, и колбаса, стараюсь не вспоминать. 

Подхожу к холодильному прилавку с молочными продуктами. Здесь тоже акции. И вместо того, чтобы ограничиться запланированным пакетом молока, складываю в тележку еще и глазированные сырки, упаковку йогуртов, 30-процентные сливки. «Пригодятся для торта», - убеждаю сама себя. Хотя накануне дала себе зарок: «Никакой выпечки!» Надо же как-то бороться с лишними килограммами. 

Покупатели
Практически любое желание покупателя в гипермаркете тут же удовлетворяется. Если же таких желаний нет - их формирует сам гипермаркет...

Добираюсь до кассы с полной тележкой. И ухожу из магазина с пустым кошельком. Кто виноват? Гипермаркет. Всячески потакает моим покупательским желаниям. Впрочем, крайний всегда - покупатель… 

Куда бежать за булочками? 


По дороге домой размышляю, что когда-то в магазинах был «ассортиментный минимум». Сегодня - «ассортиментный перечень». И за него соревнуются сотни отечественных и зарубежных производителей вместе с торговыми сетями. Точнее, за наши кошельки соревнуются. Вполне успешно. Два полных пакета продуктов, которые я вообще-то не собиралась покупать, это подтверждают. Но, может, неплохо ограничиться минимумом? 

Булочная
Когда-то за хлебом можно было отправиться в ближайшую булочную - и избежать искушения купить множество других продуктов.

Как было совсем недавно в уютных маленьких булочных и магазинчиках со старомодным названием «Продукты». Их становится все меньше. А ведь как удобно, когда буквально во дворе есть такой магазин! Настоящее наслаждение - зайти ранним утром в булочную и купить свежую выпечку. А в продуктовом магазине - свежие овощи прямо с грядки, мясо на косточке. В новых микрорайонах таких магазинчиков практически нет. Архитекторы института «Минскградо» даже разработали проекты модульных зданий для таких магазинов. Но до практического воплощения проектов дело не доходит. А ведь магазины разные важны и нужны. Как и разный товар.

Закон для сетей 


Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, считает, что торговая сеть в больших и малых городах республики должна развиваться во всех направлениях. Гипер-, супермаркеты, магазины шаговой доступности, мелкая розничная сеть, рынки. Но сегодня ситуация такова, что именно крупные ритейлеры получают главные преференции. И активно ими пользуются. 

Между тем, хороший потенциал, по мнению Виктора Маргелова, есть и у остальных игроков на этом поле. Но законы, которые регулируют торговую деятельность, пока отстают от реальности. Они остались практически неизменными с 1992 года! И лишь с 1 июля 2014 года должен вступить в силу новый закон о государственном регулировании торговли и общественного питания. Плохо и то, что до сих пор нет антимонопольного закона, четко прописанных определений недобросовестной конкуренции. 

Покупки в гипермаркете
В борьбе за покупателя неизменно выигрывают именно крупные ритейлеры - к сожалению, далеко не всегда честным путем.

Вячеслав Драгун, заместитель министра торговли, считает, что 30 процентов рыночной доли - это крайняя нормативная черта, после которой необходимо ограничивать присутствие на рынке определенных торговых сетей, рвущихся в монополисты. Именно эту норму Минторг внес в проект нового закона о государственном регулировании объектов торговли и общественного питания. Сегодня многие торговые сети к ней уже приблизились. 

В то же время, по мнению замминистра, должны уйти в небытие мелкие торговые киоски. В них нет ни достойных условий для работы продавцов, ни условий для хранения товара. 

Изменит ли новое законодательство ситуацию в торговле? Будет ли соблюдаться баланс между гипермаркетами и магазинами шаговой доступности? Жизнь покажет. А пока стремительно развивается так называемый крупный формат в торговле. До 2015 года планируют открыть 165 магазинов. Их торговая площадь будет превышать тысячу кв.м. Так что нам, покупателям, похоже, по-прежнему придется ходить за пакетом молока в гипермаркет. И оставлять там все содержимое кошелька.

    обсудить на форуме
    (Голосов: 3, Рейтинг: 5)
    оцените статью

    Не указан форум для отзывов.