Если ребенок в 3 года не начал говорить

30.05.2013

Многие родители сталкиваются с проблемой задержки речи у детей. Иногда малыш отмалчивается лет до трех, а потом у него прорывается целый поток слов и предложений. Но это лишь при том условии, что у ребенка нет серьезных органических нарушений.

Если ребенок в 3 года не начал говорить

Часто молчание не проходит само по себе и есть следствие неврологических проблем. В таком случае напрасно выжидать, когда ребенок сам заговорит, потому что без специальной помощи этого может не произойти. Определить, что значит его молчание, – особенности характера или серьезные проблемы - должны соответствующие специалисты. Данная статья имеет целью вкратце ознакомить с наиболее распространёнными диагнозами задержки развития речи и ее причинами.

Причины задержки развития речи

Причины задержки речи у детей Всем известно, что речь контролирует центральная нервная система. К примеру, определенные зоны коры головного мозга отвечают за различие звуков, их проговаривание, слияние отдельных фонем в слова, соотношение слов с понятиями, которые они обозначают, подбор нужных слов для выражения мысли и т. п.

Как видим, речь является сложным нейропсихологическим процессом. Для ее нормального функционирования нужна слаженная работа всех задействованных центров. Недостаточная активизация нейронов той или иной речевой зоны провоцирует тяжелые расстройства речи, в том числе и ее задержку. Причины такого сбоя в функционировании центральной нервной системы разные: травмы, кислородное голодание, инфекции, воздействие химических препаратов. Причем эти факторы могут повлиять на ребенка на разных этапах его развития: во внутриутробном периоде, во время родов и в раннем детстве.

Перед родителями и педагогами встает вопрос: как восстановить эти связи и довести функцию речи до состояния нормы.

В первую очередь, следует обратится к логопеду, который определит, какой именно фактор тормозит развитие речи. Возможно, потребуется дополнительная консультация у других специалистов – невролога, психиатра.

Тяжелые речевые нарушения

Моторная алалия – ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но имеет трудности в ее воспроизведении. Даже имея нормально сформированные речевые органы, ему трудно переключаться с одного звука на другой. Проговаривание каждого слова затруднительно для детей с моторными нарушениями, ведь надо сделать сразу несколько речедвигательных операций: проговорить все звуки правильно, слить их в одно целое, да еще и произнести их в правильном порядке, не путая и не упуская. Для нас такой процесс кажется простым, но вот для ребенка это является достаточно тяжелым действием.

Сенсорная алалия – проблем с воспроизведением нет как таковых, но имеются трудности в понимании. Представьте, что Вы слышите иностранца, разговаривающего на незнакомом языке. Улавливаете слова и предложения, но совершенно не понимаете, о чем он рассказывает. Примерно так же воспринимает нашу речь ребенок с сенсорными нарушениями. Например, под словом "кухня" будет восприниматься все, что связано с этим понятием – "чашка", "холодильник", "стол", "еда".

Афазия – ребенок начинал говорить нормально, а потом замолчал. Речь изначально начала формироваться правильно, а потом пошел ее распад (вследствие травм или иных повреждений головного мозга). Это расстройство, как и алалия, имеет моторную и сенсорную формы – в зависимости от того, какая зона повреждена.

Аутизм – ребенок молчит, потому что не имеет надобности в общении с окружающими. Речь как средство коммуникации ему просто не нужна. Он живет в мире неодушевленных вещей, не замечая людей. Аутизм имеет разные спектры проявления, одно из которых – мутизм – полное отсутствие речи.

Дизартрия – недостаточное поступление сигналов от головного мозга к артикуляционным органам. Ребенку трудно контролировать движения языка, губ, гортани. Речевые органы имеют ослабленную мускулатуру, отмечаются проблемы с жеванием и глотанием. Малыш может все понимать и знать, но осуществить речевой акт не в силах, поэтому может воспроизвести лишь технически простые звуки, например такие как "А", "Е", "М", "П".

Задержка речи может быть спровоцирована не только неврологическими факторами, а еще проблемами с голосом, слухом, зрением. Важно также отметить, нет ли аномалий в строении речевого аппарата (расщелина неба, диспропорциональность размеров органов) или судорог (заикания).

Поскольку у детей с тяжелыми нарушениями речи зачастую отсутствует мотивация к речевой деятельности, то словарный запас формируется очень медленно. Вместе со звуковыми и лексическими проблемами ребенок может испытывать трудности и с грамматикой и связной речью. Даже при правильно направленном обучении у них может продолжительное время наблюдаться несогласованность слов в числе, роде, падеже («Кот идти», «Мама купить куртка»).

Если вовремя не начать работу, то с каждым годом разница между речью ребенка и его сверстников будет все большей. Коррекционные занятия, зачастую, начинают проводить с трехлетнего возраста.

Работа с логопедом

обсудить на форуме
(Нет голосов)
оцените статью