Иностранный язык для детей: с какого возраста начинать обучение

01.04.2011

Сегодня все больше и больше родителей задумывается о языковом образовании для своих детей. И это не случайно.

Иностранный язык для детей: с какого возраста начинать обучение

Знание иностранных языков помогает в поездках за границу, которые давно перестали быть роскошью, в общении со сверстниками в сети Интернет, в обучении, поскольку многие ресурсы, содержащие важную для работы или учебы информацию, доступны только на иностранном языке. Причин для изучения языка множество, пожалуй, труднее найти причину, чтобы отказаться от его изучения.

Также не случайно и то, что большинство современных родителей при выборе языка для изучения останавливаются на английском. На сегодняшний день это самый распространенный язык в мире, на нем говорит примерно 1,5 миллиарда человек.

Однако на каком бы языке для своего ребенка вы не остановили свой выбор, всегда существует вопрос: в каком возрасте целесообразно начинать занятия?

Мнений по этому поводу несколько, постараемся разобраться в плюсах и минусах каждого из них.

1. Начинать изучать иностранный язык следует как можно раньше, возможно, вместе с родным языком. В этом случае советуют начать как можно больше общаться с ребенком на иностранном языке еще до того, как он заговорил, включать записи иноязычной речи (сказки, детские песенки и т.д.).

английский язык для малышей

Плюсы такого подхода: ребенок растет, фактически, билингвом, одинаково хорошо владеющим двумя языками. Минусы очевидны: для того, чтобы обеспечить желаемый эффект, хотя бы одному из родителей необходимо владеть иностранным языком на достаточно высоком, если не профессиональном, уровне, иначе вы рискуете научить ребенка собственным ошибкам. К тому же, у малыша, у которого еще не сформировались навыки владения родной речью, в ситуации двуязычия могут возникнуть дополнительные трудности с произнесением звуков в обоих языках. Такой подход оправдывает себя только тогда, когда для ребенка с первых месяцев жизни общение на двух языках будет актуальным и востребованным, если на втором языке с ним будет общаться не только один из родителей, но и другие взрослые и дети. Подобная ситуация возникает в странах, где государственными (или просто очень распространенными) являются два разных языка – в Швейцарии, Индии, Бельгии, Канаде. Для нашей же страны гораздо более актуальным является изучение белорусского языка вместе с русским.

2. Начинать изучение языка следует достаточно рано, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае обучение осуществляется в кружках, группах эстетического воспитания, при детских садах.

иностранный язык для дошкольников

Плюсы данного подхода: в этом возрасте мозг ребенка впитывает информацию, как губка, поэтому освоение языка будет проходить достаточно легко и эффективно. Навыки владения родной речью уже более-менее сформировались, что также облегчит запоминание нового материала. В этом возрасте дети легко копируют звуки, что существенно облегчит формирование правильного произношения. Тем не менее, есть и минусы. Существует опасность того, что учение покажется ребенку слишком утомительным. Связав на подсознательном уровне неприятные ощущения с конкретным языком, малыш не захочет продолжать занятия в будущем, будет сопротивляться любым попыткам научить его иностранному языку. Существенным является и вопрос о том, нет ли у ребенка проблем с усвоением родного языка, особенно с произношением. Если существуют логопедические проблемы, начало изучения иностранного языка лучше отложить до тех пор, пока эти проблемы не будут решены. И, наконец, существенным минусом является, к сожалению, относительно небольшое количество квалифицированных педагогов, согласных и умеющих работать с детьми такого возраста.

3. Еще одно мнение гласит, что обучение языку следует начинать вместе с обучением в школе, то есть в возрасте 6–7 лет. Это, пожалуй, один из самых распространенных подходов в нашей стране.

иностранный язык в школе

Плюсов у него также достаточно: родителям не нужно тратить дополнительное время и средства на занятия, ведь они уже включены в школьную программу. Достаточно найти хорошую школу с хорошими учителями, а остальное – их забота. В этом возрасте дети все еще отлично воспринимают информацию, поэтому процесс обучения проходит достаточно легко. Поскольку ребенок в 6 – 7 лет уже уверено владеет родной речью, существующие навыки станут хорошей основой для овладения речью иностранной. Логопедические проблемы к этому времени, как правило, решены, поэтому изучению второго языка ничего не мешает. Минусы, возможно, не так очевидны, но также имеются. Поход в школу – стресс для детского организма, и его может усугубить то, что не все предметы даются легко. Иностранный язык – дисциплина достаточно сложная, и не все дети делают в нем одинаковые успехи. Изучение же языка «из-под палки» в будущем ничем хорошим не обернется. К тому же в ситуации, когда в классе 7 – 10 учеников, учитель просто не в состоянии уделить каждому внимание индивидуально, что отрицательно сказывается на качестве знаний.

Безусловно, существуют и сторонники того, чтобы начинать изучение языка гораздо позже, в 4-м или 5-м классе, но минусы данного подхода настолько очевидны, что нет необходимости на них останавливаться подробно.

Подводя итог всему, что написано выше, можно прийти к заключению, что «золотая середина» – всегда наилучший выбор, и начинать изучать иностранный язык наиболее целесообразно в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте наилучшим образом развивается заложенная в ребенке способность к овладению языками, и именно в этом возрасте следует заложить основы правильного произношения и восприятия иноязычной речи, тем более, что все предпосылки для этого имеются.

обсудить на форуме
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
оцените статью