Раннее развитие ребенка: обратная сторона медали
Раннее развитие – это когда ребенка учат премудростям окружающего бытия чуть ли не с пеленок. Надо сказать, что это развитие происходит и само по себе, с помощью родителей и по мере взросления ребенка.
Но сегодня к нему подключилось огромное число третьих лиц, зарабатывающих на этом неплохие деньги и, соответственно, активно пропагандирующих плюсы данного обучения.
Где плюсы – там и минусы
Современные родители многого хотят от своих детей. Да и не мудрено, в обществе преуспевает сегодня высокообразованный, предприимчивый, коммуникабельный человек, «умеющий работать в команде и легко обучаемый», как любят писать работодатели. Как только ни развивают честолюбивые мамы и папы своих чад: и английский, и логика, и раннее обучение чтению и математике по Зайцеву, и хореография, и психологические тренинги. Вот уже Минск полон разнообразных кружков и студий типа «Vip-малыш» или «Ступеньки роста». Помимо разномастных развивающих книг уже существуют КОМПЬЮТЕРНЫЕ обучающие игры и программы для 2-3-4-летних детей! Каков результат этого родительского честолюбия, помимо высокой эрудиции и готовности к школе в 4 года?

Во-первых, общая ослабленность, плохое зрение и осанка, т.к. развитие интеллекта требует большой физической отдачи. Во-вторых, раздражительность, капризы и истеричность, вызванные большим напряжением нервной системы ребенка, не рассчитанной на большие нагрузки. В-третьих, невротическая боязнь не успеть куда-либо и не соответствовать принятым нормам, что является прямым следствием повышенных требований и претензий к ребенку со стороны родителей. В-четвертых, большое количество страхов и общее возбудимое состояние психики – недаром пословица гласит: кто много знает, тот плохо спит. Прибавьте к этому ухудшение сна и снижение аппетита, и вы получите далеко еще не полную картину печальных последствий слишком раннего приобщения дошкольника к «миру знаний».

Чем мотивируют приверженцы столь раннее (с года, а то и раньше) обучение? Совершенно фантастической идеей, что человеческий мозг развивается только до 6 лет (вот удивились бы Коменский и Песталоцци), а дальше просто расходует накопленный потенциал! Интересно, как же люди после 6 лет вообще обучаются, приобретают новые знания в зрелом возрасте?
Не стоит впадать в крайности
Конечно, нельзя отрицать, что полученный в раннем детстве опыт надолго сохраняется в памяти, но стоит ли бросаться в крайности?! Нет, я не против интеллектуального развития. Очень даже за, но с некоторыми оговорками.
Во-первых, большинство родителей пытаются за счет своего ребенка компенсировать свои собственные нереализованные желания или возможности (к примеру, мама всегда хотела заниматься бальными танцами, но ее родители отвели в музыкальную школу, и теперь она повторяет их ошибку: неистово тащит дочь в танцевальный кружок, не желая замечать, что у ребенка нет соответствующих способностей и душа не лежит к этому занятию).
Во-вторых, амбициозные мамы и папы, опять же забывая про индивидуальность своего малыша и невротизируя его этим, пытаются загнать его под общепринятые рамки «развитого», без разбору накачивают различной информацией, сетуют и раздражаются, если ребенок не хочет «вписываться» в их представление об умном и знающем. Мама 3-х летнего малыша переживает: «Долбим с ним, долбим этот алфавит, а он, все равно, ничего не запоминает! Вон Дима уже некоторые слоги знает». При этом она не желает видеть, что у ребенка слабо развиты мышление, внимание и память, и начинать надо не с алфавита, а с простейших картинок, и при этом не смотреть на Диму, у которого совершенно другие способности.
Зачастую родители думают, что, водя ребенка по студиям развития, они тем самым заботятся о малыше и таким образом «уделяют ему внимание». Большое заблуждение или самообман. Маленькому ребенку для полного счастья надо совсем немного – побыть, пообщаться с родителями, которые «из кожи вон лезут, чтобы обеспечить ребенку достойное существование». А развивающие кружки – это хороший повод для того, чтобы не тратить свое время и силы (другими словами, оправдание своей лени).
Кто-то возразит, мол, если у родителя нет педагогического образования, ему трудно самому развить своего ребенка. И тут я подхожу к главному: чтобы развивать маленького ребенка до 4-х лет, необязательно маме иметь соответствующее образование! Достаточно любви, интереса и желания быть вместе, идти с ним рука об руку в неизведанный, многообещающий мир. В постоянном тесном контакте с матерью формируется эмоциональность и доверие к жизни, которые становятся отправной точкой для нормального интеллектуального и социального развития (заметьте, что эмоциональное развитие всегда предшествует интеллектуальному).

Что еще можно посоветовать маме, понимающей, что именно она – первый наставник для своего малыша? Побольше говорить с ним, даже когда кажется, что он еще не в силах понять ее. В первую очередь знакомить не с теоретическими понятиями, а с предметами, которые окружают ребенка дома и на улице. Делать акцент на развитии личного опыта ребенка, развивая его сенсорику, или органы чувств, давать ему трогать, смотреть, слушать, нюхать, двигаться. И будьте уверены – заложенный ВАМИ заряд любви и внимания даст малышу куда больше развития, чем все студии, вместе взятые!

Согласна со многими комментариями - что автор сгущает краски, приводя в качестве аргументов опыт неумных родителей. И, мне кажется, самая большая проблема отношения к раннему развитию - то, что в рассуждениях очень многих людей (в том числе профессионалов, подобных автору) происходит подмена понятий: РАЗВИТИЕ и ОБУЧЕНИЕ - это принципиально разные вещи! (удивительно абсурдна и непрофессиональна формулировка в начале статьи – «раннее развитие – это когда ребёнка учат»!!!) ......[QUOTE]
Спасибо, Ольга, за критику, она всегда тонизирует. Но согласиться с ней я могу только в одном аспекте: если вы по прочтении статьи так и не поняли, что она не про вред раннего развития, а про неправильное отношение родителей к раннему развитию, значит, действительно, надо было больше подумать над названием. То же самое касается «формулировки в начале статьи» - она подана саркастически, показывая дальнейшее отношение к проблеме. В принципе, дальнейшая дискуссия не имеет смысла, поскольку непонимание идеи статьи и повлекло вашу последующую реакцию. Но я позволю себе сделать несколько замечаний по тексту вашего комментария.
Если вы просто активная мама, которая пытается развивать своего ребенка по методикам раннего развития, это одно. Если же вы пытаетесь полемизировать о таких сложнейших вещах, как понятийный аппарат педагогической психологии, то для этого мало прочесть Никитина и иже с ними. Полистайте-ка труды столпов педагогики и психологии Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Леонтьева А.Н., Пиаже Ж., Мухиной В.С., Гальперина П.Я. и посмотрите, насколько многогранны понятия развития и обучения. Никто не спорит, что они не тождественны. Но сказать – [QUOTE] РАЗВИТИЕ и ОБУЧЕНИЕ - это принципиально разные вещи! [QUOTE], это значит, подписаться под собственной некомпетентностью, в которой вы пытаетесь обвинить меня.
Позвольте вас уверить в том, что развитие и обучение - вещи не только не принципиально разные, а настолько взаимопроникающие и взаимосвязанные, что очень часто они слиты воедино.
Я не смогу вам на пальцах дать основы педагогики, если вам интересно, вы займетесь этим сами. Приведу несколько цитат. "Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения." (Психология возрастного развития. Немов Р.С., стр.15). А вот цитата из теории развития высших психических функций Л.С. Выготского (тот же источник, стр.17): "Психология и поведение человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического развития и обучения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития…"
Развитие - понятие более широкое, оно включает в себя не только физиологический, но и интеллектуальный, и социальный, и психический аспекты, оно бывает организованным и стихийным. Организованное развитие - по сути, и есть обучение.
Вас смутило слово "обучение, учение", потому что вы видите в нем только школьную парту и принуждение. Дело в том, что формы и методы обучения зависят от возрастных особенностей. Никто не скажет 2-летнему малышу: "Садись тихо, сейчас буду обучать тебя чтению". Вы возьмете интересную книжку, кубики и предложите ребенку поиграть, но это и есть обучение, просто соответствующее раннему возрасту. Оно может проходить, как вы пишите, "в непринуждённой, игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка", ненавязчиво, в уютной атмосфере. Это называется оптимизацией условий обучения. Для 8-летнего ребенка будут использоваться уже другие формы и методы.
Там, где развивающее занятие протекает не хаотично, а по заранее продуманному плану взрослого, с его присутствием и предвидением каких-то результатов от своей деятельности, в 100% есть обучающий компонент, как бы оно ни называлось. Не это ли мы видим во всех детских центрах, которые названы развивающими? С этой точки зрения абсолютно все методики раннего развития являются и обучающими в том числе.
Наука развивается по фундаментальным законам, проверенным столетиями, и именно по ним надо ее познавать, а не по ярким экспериментальным вкраплениям, которых множество, но которые не могут дать полного понятия о детской психологии и педагогике. К слову, Борис Никитин, в создании своей методики тоже отталкивался не от пустого места, а от классиков Макаренко и Сухомлинского.
Другая сторона медали - дети ничем не занятые по полдня смотрят телевизор, играют в интернете, остаются без присмотра, а когда по полдня болтаются на улице. Ребенок однозначно должен развиваться, ходить на кружок с любимым занятием, играть в игры с другими детьми и т.д. Но все хорошо в меру, а мамы и папы самое главное должны показать своему ребенку, как они его любят - побольше с ним общаться, заниматься совместной интересной деятельностью. Тогда ребенок будет уверен в своих силах, во взрослой жизни будет крепко держать свою позицию, добиваться поставленных целей. Желаю вам удачи в этом большом и радостном деле - воспитании детей!
А то, что некоторые родители стремятся сделать из своих детей гениев, отдавая за это большие деньги - это совсем другая тема! И автору нужно было в названии статьи заявлять не о вреде раннего развития, а о вреде инфраструктуры развивающих центров, рекламы и неправильной мотивации не очень умных родителей!
P.S. Просто почитайте Мисару Ибука ("После трёх уже поздно") или тех же Никитиных - и всё станет понятно!
Удачи мамам и папам!
Неожиданным для меня было то, что там не было понятия "это рано для малыша". На занятиях делали различные интересные поделки, изучали буквы и цифры, танцевали, играли, смотрели кукольные спектакли... все происходило в игровой форме, и урок пролетал как одно мгновение. Причем, целью не было рано научить ребенка читать или писать. Моя дочь знала все буквы в два года, однако читать рано не начала, т.к. всему свое время.
А какая замечательная игровая комната с массой новых развивающих игрушек там была! Многие родители специально задерживались там, чтобы их малыши наигрались качественными и дорогими игрушками, т.к. не все сегодня могут себе это позволить иметь дома. Все праздники сопровождались утренниками и спектаклями.
Так мы ходили с дочкой 3 года. И когда ребенок пошел в садик и на танцы, мы находили время посещать наш любимый центр. Внимательные и профессиональные педагоги, по-семейному добрая атмосфера - это очень важно для развития ребенка и поддержки молодых родителей. Нам повезло, что мы нашли именно такой центр.