Дети-инвалиды и школа: долгий путь к парте

03.01.2014

Школа – это наше «светлое будущее». Это случится тогда, когда «война» закончится нашей Победой. И пусть это будет самая обычная школа, самый обычный класс, куда придёт мой самый обычный ребенок, когда ему будет максимум семь лет.

Дети-инвалиды и школа: долгий путь к парте

Эта картина вдруг стала моей самой заветной мечтой и … ЦЕЛЬЮ. Со мной на ходу поговорила логопед-дефектолог из Брестского «Тонуса». Она сказала буквально следующее:

- Вот вы все мамы думаете, что главное – это лишь бы здоровенький.  Поэтому интенсивно массаж, гимнастика, процедуры разные. А для чего это всё? Для того, чтоб ребенок в ШКОЛУ ПОШЁЛ! А к школе готовить надо уже сейчас! Все эти групповые занятия, все занятия у логопеда - это же уже первые шажки в школьную жизнь!

Конечная цель всех моих действий – это отправить дочку в обычную школу. И да будет так!

По большому счёту, если ребенок может сам себя обслуживать, передвигаться, разговаривать и ходит в обычную школу, то уже не важно, какого там качества у него походка. Это будут уже «индивидуальные особенности», которые есть у всех! Если эти «особенности» не мешают обычной жизни обычного ребенка, то самая главная цель реабилитации достигнута! Ребенок вернулся в общество! И мне, как маме, можно будет успокоиться наконец-то. Понятно, что у совершенства нет пределов. Но это уже другая история…

Когда цель чётко сформулирована, то можно выстроить план по её достижению. Как бы абсурдно это ни звучало, когда речь о ребенке с инвалидностью и явными проблемами в крупной и мелкой моторике.

школа и особые дети

С медиками всё просто. Сначала они «навешают диагнозов», а потом… Потом сами же начнут их снимать! Если «клиническая картина перестанет им соответствовать». И медикам это делать – в радость! Потому что это – результат их работы!

С педагогами всё намного сложнее!!! Я знаю эту систему изнутри и заранее прошу прощения. Я буду говорить только о своих принципах, основанных на личном опыте. Где-то на свете есть «педагоги от Бога», вот у них я и прошу прощения.
 

Мои представления о системе

Сначала проблемного ребенка надо пристроить в какой-нибудь специальный садик, где для ребенка созданы «все условия». А мама наконец-то сможет выйти на работу. Потом, после специального садика, придёт очередь специальной школы. Нет, можно, конечно, попробовать отправить ребенка в обычную. Но в обычной школе педагоги вам скажут практически в первый же день: «Ну Вы же сами видите, ребеночку тяжело, он не справляется. А вот в специальной школе для таких детей созданы «все условия». Там и программа полегче, и нагрузка поменьше. Мы ж всё только в «интересах ребенка». И никто не будет заморачиваться на каком-то там «индивидуальном подходе»! Потому что зачем? Сами посудите, до сих пор ребенок был в специальных учреждениях в тех самых «особых условиях». Потому что он в этом нуждается! Вот пусть и продолжает в том же духе. А здесь – обычные дети. И этим детям никто специальных условий не создает!

детский сад и школа

А куда пойдет ребенок после специальной школы? И вот этот вопрос ввергал меня в натуральный УЖАС…

Мой способ взаимодействия с системой

Никаких «специальных условий», «интегрированных групп» и всего остального в том же роде!!! Или будет обычный садик с обычной группой, или… не будет никакого! Я, как мать, принимаю на себя этот важнейший ПЕРВЫЙ выбор.
 
И был разговор с заведующей. Понятно, что ей не хотелось бы, чтобы я бросила ребенка, который пока ещё НЕ ХОДИТ, в обычной ясельной группе на одну няню и воспитателя. Там же и другие дети есть! Поэтому она сама мне предложила вариант с волонтёрством. То есть я хожу в садик вместе с дочкой. Для этого мне понадобится сделать санкнижку и взять с собой сменную обувь и белый халат. Меня такой вариант устроил. Работа ж не волк. Куда она от меня убежит? А вот если отправить-таки ребенка в конце концов в ОБЫЧНУЮ школу, то … «все краски жизни – для меня»! И любая работа!

Так мы с дочкой и ходили в ясли. Вдвоем! Там были другие дети, простор, другие интересные игрушки. Движение, почти «взрослая» еда за столиками, счастье первых занятий физкультурой. Да, она висела на моих руках. И мне хотелось рыдать. Потому что в садике я видела сверстников дочки, видела, какой она МОГЛА БЫ БЫТЬ… И мне было больно. Как никогда.

И в тех же яслях случилось такое долгожданное чудо. Дочка ПОШЛА!!! Просто потому, что там был МОТИВ! Там отсутствовали пресловутые «специальные условия». И чтобы радоваться жизни, как все дети, надо было ходить! Это случилось в наш третий день в яслях.

shkola4.jpg

Из яслей мы перевелись в садик. Не без приключений. Наш новый воспитатель наотрез отказалась принять мою дочь. Воспитатель был с огромным опытом работы, в том числе и в интегрированной группе. Так я узнала, кто работает в интегрированных группах и что такое «феномен профессионального выгорания» у педагогов предпенсионного возраста. По-моему, нельзя заставить педагога работать с ребенком, с которым он работать не хочет. Потому что отыграется! Выход? Перевести девочку в другой садик.

В другом садике приключений уже никаких не было. Дочка ходила туда уже намного чаще и с превеликим удовольствием. Тем более, что там велась самая настоящая подготовка к школе.
А подарком Судьбы стал … вальс на паркете на выпускном утреннике в садике. Самый настоящий Первый Вальс!

И вот она, ШКОЛА!

школа для особых детей

С самых первых дней начались активные попытки спихнуть мою дочь на надомное обучение. Моему возмущению не было предела!

- Ваш ребенок ходил в сад? – а в голосе высокомерие …
- Да.
- И в какой такой садик? В специализированный? – высокомерие разбавляется лёгкой растерянностью…
- Нет, в самый обычный садик, в самую обычную группу. Даже не логопедическую, - тихо торжествую, ведь я готовилась к этому разговору несколько лет!
- И как? У неё получалось?
- Да, вполне. В течение учебного года Вы сможете сами в этом убедиться.

обсудить на форуме
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
оцените статью