Почему в омут алкоголизма попадает все больше женщин?
В хмельном марафоне женщины сегодня стремительно обгоняют мужчин. Рост алкоголизма среди дам – 150 процентов каждый год! Из каждых десяти пациентов наркологов четверо – женщины. Почему же они перестали бояться зеленого змия?
Сценарий катастрофы
Приём в наркологическом диспансере может соперничать со сценариями фильмов катастроф. Только эти катастрофы не придуманные, а написанные судьбами пациенток.…Наталью бьёт озноб, хотя в кабинете врача совсем не холодно. Она с трудом выдавливает из себя слова. Не может вспомнить ни своей фамилии, ни имён своих детей. Сколько их у неё? Кажется, двое…. Сын и дочка. Нет, наверное, две дочки… Когда их видела, чем кормила? Не помнит. А что пила? Сначала водку. Потом две бутылки вина. А когда вино закончилось, нашла у матери настойку пустырника. Два флакона. Их тоже выпила. А что дальше было – не помнит…

…Вероника падает со стула, то плачет, то хохочет, то матерится. Одета она в грязную куртку и стоптанные босоножки (в октябре!). Вопрос врача, чем она занимается, вызывает у Вероники истерический смех: «Я – певица! Алла Пугачева!».
…У Екатерины остановившийся взгляд, синюшное лицо. Сидит она, съёжившись, никак не может удержать сумку в дрожащих руках. Не скандалит, только громко икает. И не может произнести ни слова…
Глядя на этих женщин, трудно представить, что еще недавно они были хорошими специалистами, любящими жёнами, заботливыми матерями. А сегодня – пациентки нарколога, страдают алкогольным психозом. И таких пациенток становится всё больше. Около пятидесяти тысяч женщин страдают алкогольной зависимостью, стоят на учёте. А сколько спиваются, не обращаясь к врачам?

Я пью, всё мне мало…
Отчасти утешиться (если, конечно, в ситуации с женским алкоголизмом вообще можно чем-то утешиться) позволяет то обстоятельство, что этим недугом страдают и другие государства. Самые пьющие женщины живут во вполне благополучной Ирландии. Там их – о-ох! – 57 процентов.Далее на малопочётном хмельном пьедестале – англичанки и немки. Не слишком отстают от них любительницы выпить в Греции, Италии, Румынии. В соседней России, по официальным данным, около 2 миллионов женщин страдают алкогольной зависимостью.
Сравнительно недавно на каждые 10-12 мужчин, которые обращались к наркологу, приходилась одна женщина. Сейчас в Беларуси разрыв сократился до 1:4. В США и Европе этот хмельной показатель уже достиг 1:3. А в некоторых странах (в той же Ирландии) соотношение вообще 1:2.

Стремительно меняется, по наблюдениям докторов, и социальный статус пациенток, страдающих алкоголизмом. Еще недавно пьянство было уделом женщин необразованных, с примитивными интересами, с низкими доходами, асоциальных.
Сегодня во всем мире, в том числе в нашей стране, пациентками наркологов нередко становятся женщины с достаточно высоким социальным статусом – с дипломами вузов, профессионально состоявшиеся, у них есть (или были) семьи, дети. Специалисты объясняют это тем, что жёсткая рыночная конкуренция во всех сферах жизни требует от женщин максимальной отдачи. И многие дамы просто ломаются под тяжестью непосильных задач.

Сто грамм для «лечения»
Почему женщины тянутся к рюмке? По мнению врача-психотерапевта, автора методик по лечению алкогольной зависимости Александры Чернявской, с помощью алкоголя дамы пытаются изменить своё психологическое и эмоциональное состояние. Проще говоря, утопить в рюмке проблемы, беды, горести. И не обязательно лишь тяжелые потрясения и несчастья – болезнь, потеря близких, потеря работы побуждают женщин искать утешения в бутылке.Стрессы в офисе, скандалы в семье, даже ссоры с подругой или соседкой тоже становятся поводом для выпивки. И нередко нескольких месяцев такого горячительного «лечения» хватает, чтобы попасть в зависимость от алкоголя. Если у мужчин признаки алкоголизма проявляются через 7-10 лет бытового пьянства, женщины попадают в алкогольную зависимость через один-три года, а то и значительно раньше.
И при этом у них стремительно развивается целый букет болезней. Личность тоже стремительно и необратимо деградирует. Пьющие дамы теряют чувство долга перед семьей, близкими, коллегами, становятся агрессивными, циничными, лживыми.

Детское горе от вина
Есть еще одна грань катастрофы, которая разрушает жизнь и судьбу пьющей женщины, разрушает наше с вами будущее – дети. Врачи уже открыто говорят о драматичной тенденции – рожать не слишком трезвой. И ребёнок, как правило, появляется на свет с так называемым похмельным синдромом.Судьба таких детей часто трагична. Статистика бесстрастно фиксирует, что половина детей алкоголиков сами впоследствии страдают алкогольной зависимостью. Ну а если говорить о детстве с пьющей матерью, то это испытание ни для кого из детей не проходит бесследно.

Александра Чернявская рисует портрет ребенка, мать которого дружит с рюмкой:
– Такие дети обычно щуплые, бледные. Одни страдают так называемой малой мозговой недостаточностью, не могут ни на чём сосредоточиться хотя бы на несколько минут, быстро утомляются. Другие, наоборот, слишком активны, драчливы, агрессивны, часто беспричинно обижают других детей, потому что просто не умеют чувствовать чужую боль, не умеют никому сопереживать.
Вырастая, ребёнок руководствуется таким же сценарием – ведёт себя агрессивно, никому не сопереживает. И вообще на всю жизнь остается эмоционально незрелой личностью. Практически никогда такой человек не способен совершить серьезный поступок, чтобы изменить свою судьбу, свою жизнь.

Для полноты картины добавлю: по статистике, единственная категория женщин, у которых нет никаких проблем с рождаемостью, это женщины-алкоголички...
Миллиарды на «борьбу со злом»
Пьющим женщинам, как и всем любителям выпивки, конечно, пытаются помочь. Регулярно принимают государственные программы, выделяют немалые средства на «борьбу со злом», как уже давно окрестили антиалкогольные кампании. В Республиканском центре психического здоровья в отделении наркологии лечат около 1 тысячи женщин в год.Хватает пациенток и в городских, районных наркологических диспансерах. Совсем социально пропащих отправляют на лечение и перевоспитание в ЛТП. Многочисленные коммерческие медицинские центры предлагают свои услуги. Но, признаемся честно, результат этих совместных усилий более чем скромный.

Так, госпрограмма 2006-2010 года по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма (а на ее реализацию выделили около 7,5 миллиардов рублей!) была практически провалена. Не был выполнен ни один из заявленных показателей. А декларировалось, что за пять лет наполовину снизится потребление алкоголя, упадёт уровень смертности от алкоголизма и вообще у людей сильно улучшится состояние здоровья. Ни первого, ни второго, ни третьего достигнуть не удалось.
И особенно неблагополучная ситуация с пьющими женщинами – только зарегистрированных пациенток наркологов стало за пять лет больше на 37 процентов! А «употребление алкоголя с вредными последствиями» – психозами, травмами, летальными исходами – увеличилось среди женщин на 45 процентов!

Просто караул впору кричать. Но никто не кричит. И ни с кого за эти драматические последствия и впустую потраченные деньги не спросили. Зато на следующие пять лет, до 2015 года, разработана ещё более амбициозная программа! И выделено на неё денег в 6 раз больше, чем на предыдущую – 45 с лишним миллиардов рублей. Между прочим, 2015 год не за горами, а справиться с алкоголизмом так и не получается…
Надежда умирает последней?
Центр «Надежда и исцеление» – общественное объединение, которое много лет занимается возвращением алкоголиков к нормальной жизни. Центр вырос из небольшого объединения энтузиастов «Анонимные алкоголики». Станислав Ковров, председатель правления Центра, считает, что врачи, конечно, могут медикаментозно помочь пьющей пациентке. Но вот найти, чем заменить выпивку, найти ориентиры, опору и смысл в трезвом образе жизни – это проблема не медицинская. Здесь должны протянуть руку помощи общественные организации, все, у кого душа болит за спивающихся женщин и их детей.Именно этим нелегким делом – научить женщину трезвой жизни, общению со своими детьми – занимаются в центре. С пьющими матерями работают в группах взаимопомощи. Вроде бы, ничего особенного – собираются все вместе, друг другу о себе, своих детях и своих бедах рассказывают, надеждами делятся. И такие посиделки, как это не покажется удивительным, очень многим помогают не только трезвыми оставаться, но и радость в этой трезвости находить, определить для себя новые возможности.

Конечно, замечательно, что есть такой Центр. Но остальные общественные организации проблемой не особенно озабочены. Многочисленные женские организации проявляют активность в чём угодно – от политики до защиты домашних животных, но алкогольного омута, в котором тонут тысячи женщин и их детей, почему-то не замечают.
Да и все мы стараемся не замечать… Мол, есть врачи-наркологи, милиция, пусть они и занимаются любителями выпить. Но каким будет наш завтрашний день, если и дальше не замечать этой страшной беды – женского алкоголизма?

Да от хорошего вина на праздник еще никто не спился! И никакого обмана нет в том, чтобы внушить девочке, что пить нельзя. Став взрослой она сама сообразит, что бокал вина на праздник не нарушает запрет на употребление алкоголя.
Алла, а каким образом? И почему нельзя даже прикасаться? Допустим, это будут внушать с детского сада, а потом девочка вырастет и увидит, что многие люди могут себе позволить того же хорошего вина на праздник - и ничего дурного с ними не случается. Она подумает, что ее обманывали, разве нет?