Мода: обратная сторона «честного производства»
Уже, наверное, никого не удивишь надписями на бирках брендовой одежды: сделано в Китае, Малазии, ?ндии, Гонконге. ? речь идет не о дёшевых подделках непонятного происхождения, выдающих себя за «фирму».
Наоборот, новым трендом стало предоставление максимально полной информации о процессе изготовления товара, его себестоимости (и, соответственно, доле прибыли). Теперь нам предлагают совершать ?честные покупки? (honest buy).? дело не в том, что сейчас бизнесу стал безразличен процент издержек. Рыба ищет где глубже, а бизнес ? где дешевле. Скорость перемещения капиталов, различных материальных активов позволяет международным корпорациям использовать природные и людские ресурсы в любом месте земного шара. Такая свобода действий имеет свои последствия. Постепенное включение всех стран в единые экономические потоки, привело к мировому разделению труда: наукоемкие, высокотехнологические производства обосновались в странах, имеющих подходящую, соответствующую потребностям инфраструктуру, а традиционные, материалоемкие, экологически опасные отрасли, перемещаются потихоньку в страны третьего мира.

Некоторые страны, как, например, Беларусь, еще не определились – в чем их счастье – пробуют и то, и другое. Но так ли они свободны в своём выборе? От чего зависит экономическая специализация страны? Что продается на международном рынке? Что покупается в наших магазинах? А самое главное: как распределяются издержки и прибыли современной экономики? Где «оседают» полученные дивиденды? Чьему росту и развитию они способствуют?
Несколько месяцев назад средства массовой информации облетела «новость»: на рухнувшей из-за халатностей при постройке и эксплуатации швейной фабрики в Бангладеш активно использовался детский труд. Но такой ли новостью являлось это сообщение для бизнес-сообщества? Ясно, что в деле, успешность которого исчисляется количеством финансовой прибыли, понятия гуманности, морального долга отходят на второй план. ? даже более того – тяжелое экономическое положение ряда стран, делает возможным оправдание размещения на их территории самых вредных, самых опасных производств! Дескать, эти производства дают работу бедным людям, тем, кому в противном случае грозила бы голодная смерть. А то, что иногда эта смерть оказывается лишь отсроченной во времени, уже становится не так важно.

Между тем, по сути, вкладывая в свой труд невозвратные ресурсы – здоровье и время жизни – работники этих фабрик лишают себя возможности обрести желаемые стандарты западного образа жизни. Ведь основной ценностью современного «просвещенного» общества является свободный труд – труд, позволяющий человеку не только удовлетворить свои физиологические потребности, но и выразить себя: как в самом процессе, так и в конечных его результатах. Только вот сделать это очень трудно, учитывая, что современное производство сплошь механизированное, конвейерное, типовое. Но выход был найден. Во-первых, можно свести индивидуальное самовыражение не к производству, а к потреблению: выражать себя, свое отношение к жизни, покупая те или иные вещи – одежду, пищу, предметы интерьера, определенные виды досуга и проч. Во-вторых, «неинтересное» конвейерное производство перенести туда, где люди не так избалованы благами цивилизации. ? они даже будут вам благодарны!
Так, Мааль Абдул Мухчит, министр финансов Бангладеш, заявлял, что трагедия, которая произошла 24 апреля, не должна повлиять на лёгкую промышленность страны. Он полагал и надеялся, что один "несчастный случай" не заставит иностранных производителей одежды перенести производство из страны, так как подобные происшествия могут произойти в любой точке мира (при этом надо отметить, что текстильная промышленность Бангладеш объёмом 20 миллиардов долларов составляет почти 80% экспорта страны).

Даже в слабо развитых странах люди хотят иметь достойные условия жизни. ? если такое желание можно удовлетворить, работая на западные корпорации, то кто же будет осуждать этих людей: трудящихся в опасных условия, пренебрегающих своими правами? А если где-то на этих фабриках и работают дети, так ведь это не европейские дети: избалованные, обеспеченные всем необходимым, обласканные ювенальной юстицией, находящиеся под присмотром систем здравоохранения и образования, будущие граждане свободного общества.
На азиатских швейных фабриках работают действительно очень нуждающиеся люди, для которых эта работа – шанс не скатиться в ещё большую нищету, возможность хоть как-то удовлетворить свои базовые потребности. Просто иметь возможность лучше питаться, получать медицинскую помощь. Речь идет не о выборе способа жизни, а возможности выжить в принципе. На этом фоне смерть от несчастного случая – это все- таки лучше, чем смерть от голода или отсутствия медикаментов.
Так, что – да, зная все эти обстоятельства, вы можете действительно совершать «честные покупки». ? все участники этой сделки будут довольны. Вам достанется сам товар и красивая история его создания; хозяевам бренда – прибыль и социальное уважение (если для того, чтобы чувствовать себя «этичным», достаточно откровенности); безымянным производителям товара – возможность поддержать себя материально.

Печать
Оценка статьи!
Обсудить на форуме
Рекомендовать:
Твит
Нравится
Нравится
Смотрите также
-
А о каком именно количестве денег идёт речь? Уж явно не по стоимости продаваемого платья. Да и такая честная линия - одна, а производств в той же самой Азии - тысячиОтветить -
суть "честной" линии, судя по той новости, как рыз была в том, что рабочим честно выплаичвают все деньги!Ответить





