Сегодня больше 35 процентов жителей Беларуси хотели бы уехать из страны. Одни мечтают получить образование за рубежом, другие - найти работу в ближнем и дальнем зарубежье.

И этот процесс, похоже, становится необратимым. Какие в нем плюсы, и какие минусы?
Доктор на экспорт
Наша участковая врач два года назад уехала в Смоленск. Я разговаривала с ней как раз накануне ее отъезда. Ирина Викторовна жаловалась, что обстоятельства просто вынудили ее искать работу в России. Жила доктор в общежитии. Ее сын учился в вузе на платном отделении. А еще нужно помогать матери-пенсионерке, которая живет в Гомельской области. Зарплаты участкового врача просто катастрофически не хватало, чтобы содержать семью. А в российском областном центре доктору предложили работу в больнице и достойную зарплату.
С тех пор, как Ирина Викторовна уехала, участкового у нас нет. Да и вообще врачей, медсестер в поликлинике постоянно не хватает.

Ситуация, к сожалению, типичная. Сегодня уезжают на заработки не только строители, водители, рабочие, но и врачи, программисты, инженеры, преподаватели. Почему они становятся специалистами на экспорт? Да в основном по той же причине, что и наша участковая врач.
Кстати, по официальным данным зарплаты медработников сегодня самые низкие по стране. Средний доход - 4,9 миллиона в месяц. А работают врачи, как правило, на полторы ставки, медицинские сестры – на 1,3 ставки. Не лучше ситуация с заработками и у других работников бюджетной сферы. И она, к сожалению, не изменится в наступившем году. Бюджет, принятый парламентом на 2014-й год, не предусматривает увеличения доходов бюджетников. Не помогли ни петиции медиков столичных бригад скорой помощи о повышении зарплат до достойного уровня, ни солидарность с ними коллег из Витебска и Бреста.
Аналитики отмечают, что доходы работников бюджетной сферы по отношению к средней зарплате по стране сегодня достигли «дна». Как выбраться с этого «дна»? Спасение утопающих парламентарии полностью перекладывают на умение самих утопающих…
Позиции и амбиции
По данным Всемирного банка, за пределами Беларуси работают 1,1 миллиона человек. Эксперты Белорусского института стратегических исследований, впрочем, считают, что количество работников, уехавших на заработки, меньше. В соседнюю Россию ежегодно уезжают двести-триста тысяч жителей Беларуси. Еще до ста тысяч постоянно работает в дальнем зарубежье. Немало белорусов нашли работу в соседней Польше. Примерно сорок тысяч наших соотечественников имеют сегодня карту поляка. Она дает им возможность заниматься в Польше предпринимательской деятельностью. Находят работу белорусы также в Германии и других странах ЕС. Работодатели достаточно охотно нанимают наших соотечественников, имеющих имидж работников квалифицированных, высокообразованных и законопослушных.
Уезжают за пределы страны не только те, у кого действительно сложное финансовое положение, но и молодые специалисты с хорошим образованием и высокими профессиональными амбициями. Эксперты объясняют их решение тем, что сокращается занятость в негосударственном секторе, урезается возможность для молодых людей реализовать свои профессиональные амбиции, заработать большие деньги.

Что в активе?
Но трудовая миграция имеет и положительную сторону. Считается, что уехавшие работники приобретают новые трудовые навыки, повышают свою квалификацию. И если они возвращаются обратно в Беларусь, то все это становится их вкладом, активом в экономику страны. Социологи, например, отмечают, что за последнее десятилетие уехали из Беларуси около 800 ученых. Но эти потери оказались не безвозвратными. Около тридцати человек уже вернулись в Беларусь, и продолжают успешно работать. Возвращаются, конечно, и медики, и инженеры, и строители.
Еще один фактор, который можно записать в актив миграции, - деньги, которые уехавшие работники перечисляют своим родственникам в Беларусь. По данным Национального банка, за год белорусы, которые работают за пределами страны, в среднем перечисляют своим родственникам около одного миллиарда долларов. Не так уж мало. Хотя, например, таджикские гастарбайтеры отправляют на родину около четырех миллиардов долларов, что составляет – даже представить трудно! – около половины ВВП страны. Но и миллиард от белорусских трудовых мигрантов, по мнению экспертов, вносит определенный вклад в экономику страны, а главное, это уменьшает число людей, которые живут у нас за чертой бедности.

Дефицит профицита
Обратную сторону медали трудовой миграции в актив никак не запишешь. Это влияние миграции на экономическую и демографическую ситуации. Не нужно быть экспертом, чтобы понять: отток трудовых ресурсов приводит к дефициту кадров на рынке труда. Трудовая миграция приводит также и к дефициту в бюджете, ведь трудовые мигранты не делают отчислений в фонд социальной защиты.
К тому же, как правило, уезжают из страны люди репродуктивного возраста. Перспектива превратиться при таком раскладе в страну пенсионеров выглядит для Беларуси вполне реалистично.

Реформы, зарплата, карьера
Можно ли изменить ситуацию? Власти ищут ответ на эти вопросы в сфере явно непопулярных мер — запрет увольняться с предприятий до окончания их модернизации, налог на безработных и т.п. По мнению социолога Елены Артеменко, более реалистично сделать справедливой, подчиненной законам рынка оплату труда. Институт стратегических исследований проводил опрос, какой уровень зарплаты люди считают приемлемым, чтобы остаться жить и работать в Беларуси. 65 процентов готовы сегодня трудиться примерно за десять миллионов. А официально обозначенная планка, к которой в последние несколько лет следовало стремиться, как мы помним, наполовину ниже – пятьсот долларов в эквиваленте. Устраивает она далеко не всех. Миграционные настроения, по мнению аналитика института стратегических исследований Андрея Елисеева, сохранятся и на перспективу. Миграционный обмен останется для нашей страны неблагоприятным.

Остановить миграционный поток может, конечно, не только уровень заработной платы. Необходимы масштабные экономические реформы, улучшение бизнес-климата, увеличение частного сектора в экономике, сохранение интеллектуального потенциала страны и т.д. Пока все это у нас делается с явным запозданием. А люди хотят реализовываться, делать профессиональную карьеру, работать и зарабатывать сегодня, сейчас. Не пора ли, наконец, дать им для этого возможности в своей стране, а не за ее пределами?