Кому нужна Белорусская АЭС?
Первый вопрос, который возникает при мысли о Белорусской АЭС, это: «Кому она нужна?», т.е. кому она нужна настолько, чтобы осуществлять проект, против которого выступают народы нескольких стран, включая Беларусь, Россию, Литву?
Какова реальная цель строительства, которая заставляет руководителей государств идти против воли своих народов, буквально «по головам»?Давайте попробуем разобраться.
Какие аргументы в пользу строительства АЭС приводят белорусские официальные лица? Судя по всему, именно белорусские власти являются основным двигателем проекта, т.к. давили на Россию угрозами «уйти на сторону», т.е. заказать строительство АЭС в других странах, например, Китае или США, если Россия не построит Беларуси АЭС «в кредит».
Экономические выгоды проекта сомнительны. Общеизвестен факт, что ядерная энергия убыточна даже в тех странах, которые не тратят средства на природоохранные мероприятия. По мнению специалиста в области «мирного атома», доктора технических наук, профессора Георгия Лепина, ядерная энергетика в настоящее время существует за счет гигантских прямых и косвенных государственных дотаций, которые делают энергию якобы «дешевой». Таким образом, выгоды внутри страны ждать не приходится.
Понятно, что электроэнергию планируется продавать на запад. Энергетический баланс Беларуси будет иметь излишки, если будут запущены 2 ядерных блока. Однако и с этой точки зрения особой экономической выгоды для республики также не предвидится, т.к. БелАЭС будет прямой конкуренткой строящейся Балтийской АЭС, которая не даст возможности устанавливать монопольно высокие цены.
Если белорусские чиновники ставят перед собой цель повысить энергетическую безопасность республики, то для этого есть масса других альтернативных возможностей. На сегодняшний день энергоемкость белорусского ВВП в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах с аналогичными климатическими условиями, следовательно, снижение энергоемкости уже даст республике заметно более высокую энергетическую независимость. Кроме того, в Беларуси существует программа энергосбережения и развития собственных возобновляемых источников энергии, основная ставка в которой делается на строительство и модернизацию тепловых электростанций.

В ближайшие 5 лет программа развития республики предусматривает инвестиции объемом 8,6 млрд. долларов. Среди задач, которые запланированы этой программой: строительство и модернизация 221 тепловой электростанции общей электрической мощностью 120-128 МВт. Суммарная тепловая мощность миниТЭЦ составит 1383 МВт. Планируется также создание 102 биогазовых комплексов в сельских и жилищно-коммунальных хозяйствах суммарной мощностью 78 МВт, строительство и восстановление 35 ГЭС общей мощностью 102 МВт, строительство ветропарков и гелиоустановок общей мощностью 365-385 МВт. Все эти мероприятия, по стоимости и срокам сравнимые со строительством Белорусской, АЭС могут дать более четверти общего объема потребляемой в Беларуси электроэнергии. При этом срок окупаемости миниТЭЦ значительно меньше, чем у такого масштабного объекта, как атомная электростанция. Для сравнения, проект строительства БелАЭС предусматривает инвестиции в 6 млрд. долларов, а с учетом инфраструктуры 9 млрд. долларов срок реализации проекта – 2017-2018 г, а мощность 2,4 МВт.
Отметим также, что экономические расчеты БелАЭС являются закрытыми для общественности. К ним не смогли получить доступ ни Общественная экологическая экспертиза, ни другие заинтересованные организации. Расчеты, которые были представлены для заключения об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), эксперты сочли неадекватными. В заключении, которое они сделали, говорится, что строительство БелАЭС не целесообразно, в том числе и по экономическим причинам. Другими словами, экономических причин для строительства станции нет.
Какие же цели тогда ставят перед собой белорусские власти? Только политика и навязчивое желание овладеть ядерными технологиями?
Может быть, причины кроются в политических и экономических амбициях России или желании российского бизнеса получить выгодный заказ?
Насколько реальными могут быть на сегодняшний день возможности Беларуси уйти из под влияния Кремля? Россию и Беларусь объединяет Союзное государство, Таможенный союз, Единое Экономическое Пространство, множество других международных объединений. Россия занимает центральное место во внешней торговле Беларуси. Российская Федерация – основной поставщик углеводородов. Сомнительно, что дополнительная привязка к поставкам российского ядерного топлива может существенно изменить расстановку сил.
Насколько реальной выглядит возможность предоставления какой-либо другой страной (США, Японией, Германией) кредита под строительство Белорусской АЭС, особенно с учетом последних президентских выборов? А страны Азии, в том числе Китай, не рассматривают выделение кредитов без предоставления соответствующих гарантий, которые Беларусь в настоящий момент предоставить не в состоянии. Следовательно, политические амбиции Москвы тоже не похожи на основную причину строительства.
Кроме того, Россия, участвуя в проекте, рискует испортить отношения с Литвой, которая активно протестует против строительства ядерного объекта в 50-ти километрах от Вильнюса. В свою очередь Литва, как член Евросоюза, может влиять на политические и экономические решения европейского сообщества в отношении России.
Может быть причина в коррупции? Накануне последнего заседания Союзного государства, которое состоялось в Минске, было представлено несколько докладов международных, белорусских и российских организаций. Эксперты Транспереси Интернешнл-Россия и международной группы «Экозащита!», исследовав данные по закупкам корпорации «Росатом» пришли к выводу, что в 40% случаев были допущены нарушения, указывающие на возможность применения коррупционных схем. По словам Владимира Сливяка, со-председателя «Экозащиты!», если стоимость проекта БелАЭС составляет 9 млрд. долларов, то 4 из них могут «съесть» откаты. Кроме того, в случае применения по предложению российской стороны «открытой сметы», стоимость проекта может существенно увеличиться в процессе реализации. Похожий сценарий уже наблюдался при строительстве финской АЭС "Олкилуото 3". По словам международных экспертов, предположение о возможности коррупционной схемы при строительстве АЭС говорит и тот факт, что проект реализуется непрозрачно, с многочисленными нарушениями международных обязательств Беларуси, вопреки общественному мнению и в весьма сжатые сроки.
Чем грозит белорусам атомная электростанция в республике знают не понаслышке. В результате крупнейшей техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглось 23% территории республики, пострадало более 2 миллионов жителей.

Ежедневно на преодоление последствий катастрофы из бюджета Беларуси расходуется 1 млн. долларов. До сих пор 1,3 миллиона человек проживает в зоне радиоактивного заражения. И это только небольшая часть статистических данных. Казалось бы, за 25 лет, прошедших со дня катастрофы в Чернобыле, технологии атомных электростанций и безопасность АЭС шагнули далеко вперед. Опровержением этому стала ядерная авария, произошедшая на днях в Японии, одной из самых технологически развитых стран мира. Прошло чуть больше недели, и радиоактивная пыль с другого конца земного шара добралась до Европы.
Мир становится все более глобальным, а атом остается неуправляемым. Безусловно, человечество уже не может отказаться от благ цивилизации, которые дают современные технологии, но в случае с ядерной энергией риск по-прежнему превышает возможные блага, тем более, если, эти блага получает сравнительно небольшая часть общества. Возможно, в случае с проектом строительства Белорусской АЭС стоит взять тайм-аут, как это сделали ведущие ядерные державы, такие как США, Китай, Германия, Венесуэла и более тщательно проработать вопросы, связанные с безопасностью.
Для строительства всегда нужен сварочный материал, причем качественный. Можно заказать сварочные материалы у шведского концерна ESAB, у которого есть официальные дистрибьютеры в разных странах.
Автор
Станьте нашим автором!
