Великий пост в 2011 году начинается 7 марта и заканчивается на Пасху 24 апреля. Оттого он и называется великим, что длится целых семь недель. В чем суть великого поста? Для чего он предназначен? Давайте попробуем разобраться.

Чаще всего пост воспринимается как воздержание от определенного рода пищи. С одной стороны, это так, но если только это воздержание не полагать целью поста. На самом деле, целью поста является Пасха, Праздник Воскресения Христова, а пост – лишь путешествие к этой цели.
В чем состоит суть данного путешествия? В покаянии, изменении жизни. Семь недель Церковь предлагает человеку попытаться отстраниться от своих житейских забот, вникнуть в смысл великопостных богослужений и, в итоге, покаяться и изменить свою жизнь. Воздержание от пищи животного происхождения призвано помочь человеку сосредоточить свои мысли на вечном. Таким образом, пост в пище не имеет никакого смысла, если не ведет к покаянию.

Следует сказать, что к великому посту Церковь готовит верующих заранее. За 4 недели до начала поста вспоминается евангельский рассказ про Закхея, сильное желание которого победило его природную ограниченность (он был мал ростом, и чтобы увидеть Христа – залез на дерево). Эта история указывает нам, что для покаяния необходимо желание.

На следующей неделе во время богослужения вспоминается притча о мытаре и фарисее. Верующих призывают подражать смирению мытаря (сборщика налогов), а не самоправедности, самохвальству фарисея. Благодаря этой притче в нашем языке слово "фарисей" имеет негативный оттенок.

За 2 недели до начала поста Церковь вспоминает притчу о блудном сыне. В ней Бог утверждает, что морально деградировавший, но покаявшийся человек куда ближе к Богу, чем немилосердный и гордый праведник.

И, наконец, за неделю до поста богослужение сосредотачивается на притче о Страшном/Последнем суде. Поразительно то, что эта притча разбивает самоценность воздержания от пищи, исполнения правил и т.п. установок, а главным считает личную помощь нуждающимся, любовь к ближнему. То есть, стремиться нам надо не к исполнению различных правил, а к совершению дел любви. Конечно, пост, молитва могут способствовать этому, но совсем не обязательно. Можно исполнять эти правила и без того, для чего они предназначены. И в этом случае они теряют всякий смысл.
Каждая неделя великого поста также посвящена воспоминанию каких-то событий, вокруг которых сосредотачивается богослужение. Первые четыре дня поста каждый вечер в храмах читается покаянный канон, стихи которого помогают осознать свои проступки. Вообще, великопостное богослужение наполнено множеством образов, исторических примеров. Но если не посещать богослужения, то ощутить пост вряд ли получится. О цели постного путешествия – Пасхе – мы поговорим в соответствующее время.