Смертная казнь: «за» и «против»
В Беларуси вынесен очередной смертный приговор.
Насколько оправдана сегодня смертная казнь? Как относится наше общество к этой исключительной мере наказания?
Криминальный «сериал»
Биография Эдуарда Лыкова может соперничать с криминальным сериалом. В режиме нон-стоп он представал перед судом: за кражи и хулиганство, хищения, грабеж и уклонение от выплаты алиментов. А в 2011 году был задержан по подозрению в убийстве. Во время следствия было установлено, что на его счету пять загубленных человеческих жизней! Минский областной суд вынес Лыкову смертный приговор.Уголовный Кодекс РБ предусматривает эту исключительную меру наказания только за самые тяжкие преступления. В УК перечислены 14 составов таких преступлений. За последние почти двадцать лет к смертной казни были осуждены, по информации правозащитных организаций, около 400 человек.
Казнить нельзя помиловать
Смертный приговор Лыкову, так же, как громкое уголовное дело Коновалова и Ковалёва, признанных виновными в террористическом акте в минском метро, вызвало новый всплеск комментариев международных, общественных организаций. Их смысл сводится к тому, что никто не вправе лишать человека жизни, даже, если он совершил чудовищное преступление. Что ж, этот гуманистический постулат человечество выстрадало, убедившись, что даже самые жестокие меры наказания не искореняют зло. Поэтому сегодня на самом высоком уровне – с трибуны ООН и Парламентской Ассамблеи Совета Европы - провозглашено, что смертная казнь не соответствует современным представлениям об эффективных средствах борьбы с преступностью. И эта мера наказания в цивилизованных государствах вообще не должна применяться. Запятая в пресловутом «казнить нельзя помиловать», поставлена после «нельзя» в 150 странах, которые отменили эту высшую меру наказания. В Европе и на постсоветском пространстве единственной страной, где применяют смертную казнь, остается Беларусь. Почему?
Глас народа
Самый простой ответ подсказывает обычная житейская логика: преступников у нас много, и они совершают слишком жестокие деяния. Так что бороться с ними нужно исключительными мерами наказания. Но это не так! Уровень преступности в Беларуси гораздо ниже, чем, например, в соседней России, Литве или Польше.Еще один простой ответ: общество требует сохранить смертную казнь, а волеизъявление общества – закон для государства. Попробуем разобраться с этим волеизъявлением.
Вопрос о смертной казни, в числе прочих, был вынесен на республиканский референдум 1996 года. Против отмены этой исключительной меры проголосовало почти 80, 5 процентов тех, кто участвовал в референдуме. С тех пор эта цифра стала «гласом народа». Она звучит в выступлениях главы государства, политиков и депутатов. Вроде бы, и разговор не о чем вести, в том числе, журналистам: народ так решил. И все! Но неплохо бы при этом вспомнить, что уже выросло новое поколение народа. И у него может быть другое мнение. По данным социологического опроса, проведенного три года назад НИСЭПИ, только 48, 8 процентов респондентов высказались против того, чтобы отменить смертную казнь. А за то, чтобы это сделать, – около 42 процентов. Почти 10 процентов в этом вопросе не определились. Примерно такие же результаты и других социологических опросов.
Буква закона
Изменилось за эти годы и законодательство. В 1996 году самой строгой мерой наказания, предусмотренной Уголовным кодексом за совершенные преступления, было лишение свободы на срок до 15 лет. А сегодня этот срок увеличен до 25 лет.
Появилась и альтернатива смертному приговору - пожизненное заключение. А если бы такие санкции были в УК в 1996 году? Вполне возможно, участники референдума проголосовали бы за смертную казнь не столь единодушно.
Еще в 2004 году Конституционный суд РБ постановил, что президент или парламент вправе отменить смертную казнь или ввести на нее мораторий. Мнение по этому поводу действующий президент неоднократно публично высказывал: он никогда не пойдет на то, чтобы ввести мораторий на смертную казнь. Позиция депутатов парламента: принять решение стоит ли отменять смертную казнь можно только учитывая мнение общества. И тоже ссылаются на референдум. Правда, три года назад в парламенте была создана рабочая группа, которая должна была заниматься мониторингом ситуации, изучать мнение общества и вынести проблему на парламентские слушания. Но о результатах этой работы ни журналисты, ни общественность так и не услышали.
Аргументы «contra» - «pro»
Как у сторонников, так и у противников смертной казни аргументы неоднозначны, но достаточно убедительны.Те, кто «за», говорят о сдерживающем воздействии смертной казни. Она, мол, защищает нас с вами от особо опасных преступников. Второй аргумент - «око за око», убийца заслуживает только смерти. Еще один аргумент – экономический. Не нужно содержать осужденных за счет налогоплательщиков, законопослушных граждан. Кстати, содержание одного осужденного обходится государству дороже, чем содержание среднестатистического пенсионера, который, между прочим, честным трудом на это самое содержание заработал. Высказывают также мнение, что смертная казнь – это вполне гуманный акт по сравнению с «медленной смертью» пожизненного заключения.

Те, кто против высшей меры считают, что смертная казнь нарушает естественное право всех людей на жизнь, дегуманизирует общество. Нельзя государству «соревноваться» в жестокости с самими преступниками! Еще один аргумент: смертная казнь не сдерживает преступность. Ну и, конечно, главный довод противников смертной казни – судебные ошибки, произвол в следственно-судебных действиях. Для Беларуси это весьма обоснованный аргумент и вообще отдельная тема разговора. Страна «прославилась» еще в советские времена громким «Витебским делом» - о серии убийств и изнасилований женщин. 14 мужчин были арестованы в течение тринадцати лет. Их осудили. Одного из них казнили. Еще один фигурант этого дела ослеп в тюрьме. А настоящего убийцу и насильника Геннадия Михасевича нашли, осудили и казнили лишь спустя 17(!) лет. Недавнее громкое дело гомельской «морозовской банды» тоже оставило немало вопросов. Сначала за преступления этой криминальной группировки приговорили к смертной казни Данченко. Затем в тех же преступлениях обвинили Морозова и Горбатого, и тоже приговорили к смертной казни. Неоднозначно был воспринят смертный приговор и по недавнему громкому делу – террористическому взрыву в минском метро. Да и в последнем уголовном деле, по которому вынесен приговор об исключительной мере наказания Лыкову, есть эпизод, который уже назвали судебной ошибкой. За убийство, совершенное Лыковым еще в 2002 году, как выяснилось, семь лет отсидел в тюрьме невиновный…
Все путем. А тем ли?
Одно из основных условий, которое должна выполнить Беларусь, чтобы стать членом Совета Европы, вести диалог с европейскими структурами, - отмена смертной казни. Но это условие, надо признать, мало влияет и на законодательную власть, и на сложившуюся судебную практику. А что касается общества, нас с вами… Как отмечают аналитики НИСЭПИ, проблема смертной казни вообще находится на периферии общественного сознания. Проще говоря, обычных законопослушных граждан мало волнует, казнят преступника или отправят в тюрьму. В прошлом году, например, только один(!) человек во время социологического опроса включил вопрос смертной казни в число самых важных.
Почему же такая индифферентность? По мнению координатора кампании «Правозащитники против смертной казни» Андрея Палуда, причина в той завесе тайны, которую делает государство из смертной казни, из исполнения приговоров. Официальная статистика о количестве исполненных смертных приговоров не публикуется. Даже журналистам сложно, да что там, практически невозможно получить какую-то информацию об этих приговорах.
Между тем, отношение к смертной казни, по мнению правозащитников, может кардинально меняться, если общество хорошо информировано, знает фактическое положение. Не пора ли нам всем его узнать?
-
Хорошая статья, подробно и доходчиво рассказывает о проблеме. Но отменить ли смертную казнь должны, мне кажется, решать не голосованием, как в колхозе. Не депутаты и даже не президент должен это решать. А юристы, судьи, правоведы, которые владеют ситуацией в полном объеме. Вот я лично не могу определиться в этом вопросе - просто не знаю ситуации.Ответить -
Очень трудно принять верное решение, стоит ли отменять смертную казнь. Но позиция белой вороны - единственной в Европе страны, где есть смертная казнь - тоже нас не красит. Так что я - за отмену.Ответить
