Почему сельских девушек манят огни большого города?
На селе дефицит невест! На тысячу сельских мужчин 20-29 лет приходится чуть больше 760 женщин такого же возраста. Куда же делись девушки? Уехали в город! Зачем? Попробуем разобраться.
Надежды Веры
В ресторане по соседству с моим домом (я специально поинтересовалась) все официантки, мойщицы посуды, уборщицы – девушки из деревень. В столицу приехали не только из Минской, но из Гомельской, Гродненской, Витебской областей. У официантки Веры, которая обслуживала меня во время обеда, я взяла мини-интервью.
Приехала Вера из Лельчицкого района – не близкий свет. Окончила училище, и уже второй год работает. Вместе с двумя подружками снимает однокомнатную квартиру в новостройке. Добирается на работу почти час. Но все равно им очень повезло, сейчас квартиру снять почти невозможно. Где бывает, кроме своего ресторана? Да нигде – одна никуда не пойдешь, все вокруг незнакомые, да и страшно…

В выходные ездит в деревню к родителям - помочь им по хозяйству и... денег взять. Зарплаты не хватает, вот родители и помогают. Есть ли у нее парень? Пока нет. Но надеется, что будет. Да, конечно, в ресторан много мужчин приходят. Но знакомства с городскими парнями как-то не складываются. А встречаться с деревенскими Вера не хочет – не для того в Минск ехала.
Оправдались ли ее надежды, что городская жизнь лучше, чем деревенская? Да пока не знает… Что дальше собирается делать? Да работать! В этом ресторане, а, может в другом…
Охота к перемене мест
Охота, как известно, пуще неволи. А охота к перемене мест эту неволю просто в квадрат возводит. Статистический портрет неволи – миграции из деревни в город выглядит примерно так. Самая большая возрастная группа в нашей стране – молодые люди 25-30 лет. Их почти миллион. Но только 17 процентов из них живут на селе, остальные 83 процента – в городах.Количество молодежи в деревнях уменьшилось за последние десять лет почти на 200 тысяч. За прошлый год приехали в города из деревень почти 40 тысяч молодых людей, большинство из них – девушки.
Остаться в родной деревне после окончания школы считается у молодых людей, пожалуй, самой большой жизненной неудачей. И у этой неудачи давно есть название – «крутить коровам хвосты». Особенно тягостным такое занятие считают для себя девушки. Работать на ферме, в поле считалось совсем не престижным ещё у бабушек нынешних девушек.
И в доярки шли только те, кто с трудом одолел (а то и не одолел) восемь классов. Впрочем, даже они пытались поступать в ПТУ – учились на маляров и швей, чтобы «зацепиться» в городе. Ну а те, кто поступали в техникумы, вузы, считай, поймали свою жар-птицу удачи.

После окончания учебы девушки всеми способами пытались остаться в городе. Замужество и рождение ребенка были самым верным из этих способов. Но даже если деревенским девушкам удавалось в городе устроиться на работу дворником в домоуправление, да еще и жилье служебное получить, они считали, что жизнь удалась. На заводах тоже работали в основном девушки из деревень.
Так было десять, двадцать, тридцать лет назад. Сегодня ситуация не изменилась. Разве что миграция в город стала массовой. И в дворники идти желающих стало меньше. Как и на заводы, на стройки. Деревенские девушки – без профессии, жилья, прописки – всё равно ищут более престижные варианты, отвоёвывают свое место под городским солнцем.

Феномен любви. К лотерее…
Социологи и демографы, экономисты и культурологи давно ищут объяснение феномену страстной любви деревенской молодежи к городу. Совместными усилиями пришли к выводу, что в город едут, во-первых, получить образование, реализовать свои карьерные амбиции.Во-вторых, едут за более высокими социальными стандартами – бытовые условия, здравоохранение в городе лучше, чем в деревне. Да и городская жизнь более разнообразная и насыщенная, она дает человеку больше возможностей развиваться, самоутверждаться.

Но переехать в город из деревни — это не просто поменять место, где живешь. Это все равно, что купить лотерейный билет. Для одних он оказывается счастливый – получают образование, делают профессиональную карьеру, создают семью, рожают детей – и вполне счастливы.
Для других в этой лотерее выпадает не самый удачный «выигрыш»: с учебой не получается, нормальной работы не находят, годами мытарятся по общежитиям и съемным квартирам, семья не складывается.
Городская культурная среда – театры, концерты, выставки – нередко остается не нужной и не востребованной деревенскими девушками. В общем, как выражаются социологи, адаптации в городской среде не получается. И таких бедолаг, оторвавшихся от деревни, но так и не нашедших своего места в городе, если и не большинство, то немало. Почему же им не удается вписаться в новые городские условия?
По мнению социолога Светланы Каревой, адаптация – одна из главных проблем деревенских переселенцев. Когда молодые люди приезжают в город даже на учебу, происходит их ресоциализация – преобразование сельской личности в новую городскую. Это длительный и болезненный процесс. Новое окружение, выбор друзей, новых увлечений – всё это не просто, к тому же, происходит вдалеке от родного дома, привычной обстановки.
Людей вокруг много, но все они живут своей жизнью, до «новобранцев» им дела нет. И сельские девушки нередко испытывают одиночество, стресс, чувство опасности. Кстати, адаптация – явление не только социальное, но и биологическое. Это процесс, который направлен на сохранение стабильности организма. А вынужденная активная адаптация в городе просто «съедает» жизненные ресурсы человека. И он нередко ломается…
Дерзайте, если вы талантливы!
Конечно, многое зависит от самого "переселенца". Чтобы найти, а чаще отвоевать своё место, нужно быть работоспособным, напористым, нередко жёстким. И конечно, желательно способным, обучаемым, неординарным, талантливым.Такой набор качеств как раз и помогает ресоциализироваться – из личности деревенской в городскую, стать победителем-горожанином. Но, к сожалению, далеко не все сельские девушки обладают этими качествами.

А главное, далеко не все они в состоянии оценить свои возможности, перебираясь на ПМЖ в город. От деревни они отрываются, но городскими при этом не становятся. Жмутся друг к другу – выбирают подруг, мужей из своей привычной деревенской среды. И просто переносят в город свой сельский уклад жизни. Для Минска и других крупных белорусских городов это особенно характерно.
Сбой в алгоритме
Но этот алгоритм постоянно дает сбои. Не хотят молодые люди, даже получив образование в аграрных вузах, трудиться и жить на селе. Социологи отмечают тенденцию: чем ниже у молодых людей образовательный статус, тем выше желание остаться жить в городе. 72 процента студентов вузов планируют после получения диплома остаться жить и работать в городе. И лишь 28 допускают возможность вернуться в деревню.
А среди тех, кто получает среднее специальное образование, вообще 85 процентов хотят остаться в городе. Ну а деревенские девушки, окончившие лишь среднюю школу или училище, только с городом и связывают свои жизненные планы.
Игра на чужом поле
Наша страна сегодня — одна из наиболее урбанизированных во всей Восточной Европе. Почти 75 процентов населения — горожане. (Кстати, в соседей Польше только 62 процента живут в городах). И наши города стремительно растут, их население увеличивается, в основном, конечно, за счет приезжих.
Что ждет наши города завтра? Опыт мегаполисов — от далекого Токио, где уже только за деньги можно купить глоток свежего воздуха в порционной банке, до не столь дальней Москвы с ее бесконечными криминальными сюжетами и тотальным равнодушием всех ко всем — показывает, что быстрорастущие города оказались не готовы ко многим современным вызовам.
А те, кто приезжает в них из дальних и ближних деревень, тоже не готовы к тому, что городская жизнь для них – это игра на чужом поле. Огни большого города лишь немногих греют, а большинство – обжигают своим равнодушным светом. Неплохо бы задуматься об этом, собираясь покинуть деревню и обосноваться в городе.

К большому счастью, спиваются ДАЛЕКО не все и не во всех деревнях. Моя мама, например, жалеет, что в свое время перехала из агрогородка в город (впрочем, я не могу разделить ее сожалений - я-то уже коренная минчанка