Кондукторы и электронные компостеры: что изменится?

28.01.2014 00:00

Через несколько месяцев в общественном транспорте Минска начнет действовать новая автоматизированная система оплаты за проезд.

Кондукторы и электронные компостеры: что изменится?

Предполагается, что эти изменения внедряются для удобства пассажиров и для оптимизации работы транспорта. «Пилотный проект» сейчас опробуют в трамваях города. Корреспондент Femina.by  испытала новшество на себе и других пассажирах.

Режет глаз бесполезный прибамбас?

В трамвае маршрута № 3 протягиваю кондуктору  три тысячи и получаю не привычный  отрывной билетик, а талон. Пробиваю его не обычным механическим, а электронным компостером на входе в салон. Их, кстати, насчитала в салоне всего три  – существенно меньше, чем было прежде механических. Кроме двух дырочек, на талоне – номер маршрута, дата, время.

Дата и время на проездном

Ну, вот и все изменения. Пока.  А с 1 февраля мы будем не только талоны пробивать электронным компостером, но и  по электронным проездным ездить на трамваях. Пытаюсь выяснить у кондуктора, что это будут  за проездные. Никакого вразумительного разъяснения не получаю. Зато пассажиры активно высказываются о новшестве. И некоторые, оказывается, неплохо о нем осведомлены.

Vox populi

- Да это же просто очередная обдираловка! Вот механический компостер, сколько стоит? Тысяч тридцать, не больше. А эта электроника? Минимум миллиона два за штуку, я сам с таким оборудованием работаю. И кто же эти прибамбасы будет оплачивать? Да мы, конечно! Опять за проезд плату повысят.

- Из нас  еще и за пластик принудительно выкачают деньги – новые проездные  дороже бумажных!  

- Лучше бы вместо всего этого  кондиционеры в салонах установили -  в мороз вечно мерзнешь, а в жару задыхаешься.

- Эта электроника будет еще и арифметикой заниматься – пассажиров считать. Так что мы еще и за статистику заплатим, которая мне на фиг не нужна!

- Пусть лучше обычные турникеты на входе поставят, как за границей – и платить удобно, и людей  не в салон не набивается, как селедок.

- В соседней Польше можно купить проездной, зафиксировать время первой поездки – и все, сколько хочешь, столько и катайся! А у нас очередной велосипед изобрели.

Головная боль вместо удобства

Пока я проехала по маршруту, узнала также от продвинутых пассажиров, что транспортники дали заработать айтишникам из  IBA - эта кампания все оборудование поставила. А теперь затраты будут «отбивать» за наш счет. Что новый проездной вовсе не проездной, пока его не приложишь к валидатору – еще одному электронному устройству в трамвае. Только когда этот самый валидатор считает информацию на проездном, ваша поездка считается оплаченной. А так вы – «заяц». Некоторые пассажиры вообще считали, что правовую оценку инициативам транспортников должна дать прокуратура. Почему пассажиру отказывают в том, чтобы предоплату услуги – проездной, считать неоплатой лишь потому, что  пассажир не считает нужным участвовать в навязанных ему действиях – собирать статистические данные о пассажиропотоку, прикладывая свой проездной к валидатору?

Действительно,  проездной  покупают для того, чтобы создать себе удобство.  А это новшество не только дополнительные деньги из кошелька вынимает, но еще и головной боли прибавляет – представьте, сколько неудобств с этим считыванием в переполненном трамвае!  Например, я езжу с сумкой, где,  кроме кошелька, косметички, телефона, еще и диктофон, блокноты, зарядное устройство.  Немалый вес получается. А во второй руке – пакет с продуктами. И как я буду со всей этой поклажей к валидатору протискиваться, чтобы он мой проездной считал? А сколько таких, как я, в час пик в трамвае? Так что  удобство получается сомнительное.

Трудно представить, и как совладают  с этой электроникой пожилые люди. Они ведь и  банкомат, платежный терминал с опаской обходят. Но трамвай-то не обойдешь! Кстати, новую систему начали опробовать с трамваев, потому, что их в городе немного – 136. На других видах транспорта внедрение электронной оплаты проезда потребует больше времени.

Психолог для контролера

Еще одно новшество, которое нас ждет, - в транспорте не будет кондукторов.  Не потому, кстати, что они не окупают  затраты на их содержание. Только 35 процентов денег, которые кондуктор получает от  продажи билетов и проездных  идет на его  зарплату.  Но  руководство «Минсктранса» все же сделало ставку на контролеров. Их  станет больше. Предполагается, что за счет «сокращенных» кондукторов – им предлагают стать контролерами.

Кондуктор в минском транспорте

Сегодня  в Минске работают  примерно 130 контролеров, а нужно, по расчетам транспортников, больше 200. Тогда, наверное, ни одному «зайцу» не удастся проехать без билета. 

Я провела мини-интервью с несколькими кондукторами о перспективах их дальнейшего трудоустройства. Валентина Вишневецкая сказала, что не собирается идти в контролеры. «Пассажиры и три тысячи за проезд не хотят платить, а как с них сто тысяч штраф взять, представляете?» Кондуктором она на четверть ставки работает, и чтобы заработать свой  миллион, должна дать выручки шесть миллионов. Уже не хватает ни сил, ни нервов на такую работу! Так что Валентина Константиновна не печалится, что ее потеряет. 

Мария Герасимович тоже не рвется в контролеры. Говорит, что ее подруга на этой должности и месяц не выдержала – упреков и оскорблений от пассажиров  на всю жизнь вперед наслушалась, а  побоев избежала только потому, что ее напарником был крепкий мужчина, бывший военный. 

О том, что эта работа вообще на любителя говорили  мне Ирина Пилипенко, Татьяна Демкович и другие кондукторы.  А здоровья на этой работе потеряешь столько, что никакими деньгами не окупается.

В общем, у меня сложилось впечатление, что кондукторы не слишком болезненно относятся к перспективе потерять свою работу, а вакансия контролера привлекает далеко не всех. Кстати, этих вакансий сегодня немало. Изучив предложения, я была приятно удивлена условиями, которые предлагают работодатели. Зарплата в 500 у.е и выше. Рабочий график вполне удобный. За рабочий день контролер должен выписать четыре штрафных квитанции. Вроде бы, не много?  Но такой план оказывается под силу только стрессоустойчивым мужчинам! А чтобы они такими стали, с контролерами даже психологи работают.  Женщин вообще берут в контролеры не охотно и желательно молодых. Дамам пенсионного возраста такую работу вообще не предлагают. Почему? Да у пожилых просто «нервов не хватит» штрафы с пассажиров выбивать.   

Мужчины-контролеры в минском транспорте

Ну а мнение пассажиров по поводу увеличения армии контролеров было единодушным: они просто чаще будут «получать в барабан». Если перевести это народное мнение на литературный язык, то больше станет конфликтов и рукоприкладства с проверяющими.
 

Коридор возможностей

Никакой разъяснительной работы, подготовки к нововведениям в системе оплаты за проезд я, проездив полдня в трамваях, троллейбусах, автобусах,  не обнаружила.  Ни аудио, ни видео информации в транспорте нет. По  мониторам идет реклама  пылесосов и  чудо-ножей. Бегущая строка ограничивается названием остановок.

Особенности нововведений в оплате за проезд разъяснили специалисты «Минсктранса» - заместители гендиректора  Андрей Паплевка и  Ирина Якубовская.

*Прежние талоны на проезд пока еще действительны. Но кондукторы и водители уже продают талоны нового образца  - с белой полосой внизу и  со стрелкой. Их нужно пробивать в электронном компостере. На талоне отбивается дата, время, вид транспорта и номер маршрута. Талон действителен для одной поездки.

* Пока  подход к оплате проезда, который был в бумажном варианте, просто перенесут в вариант электронный.  Валидация проездных документов даст возможность транспортникам получить максимально подробную информацию о пассажиропотоке на разных городских маршрутах. Ее будут в перспективе  использовать для  оптимизации работы транспорта и для расчета новых тарифов на проезд. В итоге новую систему наладят под два варианта оплаты проезда: поездки на определенное расстояние и  разовые.

* Электронные проездные – опять же пока - продают на неограниченное количество поездок. Но наличие такого проездного не является оплатой за проезд, пока пассажир не приложил его к валидатору. Меньше чем за секунду информация с проездного считывается. Списывать с него деньги или количество поездок устройство пока не будет. Просто фиксируется сам факт поездки. Если пассажир свой проездной не отметил валидатором, контролер  оштрафует его за безбилетный проезд.

*Электронный проездной, приложенный к валидатору, будет также предоставлять информацию о пассажиропотоке. Это даст возможность регулировать количество транспорта на маршрутах.

* В перспективе валидаторы позволят  новую систему развивать. Как именно? Предоставлять такие услуги, как оплата за багаж и за своих попутчиков. Но эта функция валидаторов пока не активирована. Предполагается, что пассажиры должны привыкнуть сначала к новому оборудованию.

* Контролер, войдя в транспорт, заблокирует систему. После этого использовать валидатор, чтобы оплатить проезд, уже нельзя. Контролер будет заходить на остановке после того, как  все пассажиры войдут и приложат свои электронные проездные к валидатору.  Проверять проездные контролер будет с помощью специального прибора.

* Когда срок электронного проездного закончится, новый покупать не нужно – достаточно пополнить счет в  киосках «Минсктранса».

Как будет действовать новая система оплаты, насколько она сделает наши поездки комфортнее, как справится с «зайцами» на транспорте,  покажет время. А пока мнения пассажиров и руководителей городского транспорта далеко не во всем совпадают.

обсудить на форуме
(Голосов: 9, Рейтинг: 5)
оцените статью

Не указан форум для отзывов.