Информационно-аналитический сайт для женщин Женский портал, женский журнал, консультации специалистов

Почему белорусы упорно не покупают белорусские товары?

Почему белорусы упорно не покупают белорусские товары?

Призыв «Купляйце беларускае» прозвучал лет пятнадцать назад, но и сегодня остается гласом, вопиющего в пустыне. Своими кошельками белорусы все активнее голосуют за импортные товары, а отечественные пылятся на полках магазинов и пополняют склады предприятий. Почему же мы так не любим отечественного производителя?

Больше коньяка, меньше пирожных

Посмотрим на свою продовольственную корзину. Здесь лозунг "Купляйце беларускае", хотя и со сбоями, но работает. 70 процентов продуктов, проданных с начала этого года, - отечественного производства. Отсутствием аппетита наши сограждане страдают лишь по отношению к отдельным категориям продуктов. Белстат констатирует снижение доли рыбы, овощей, фруктов, соков в розничном товарообороте. Даже пирожные мы, оказывается, разлюбили - отечественные кондитерские изделия тоже в минусе. А вот мясо, колбаса, сыр, макароны, молоко, картошка на столе большинства белорусов - отечественного производства.
белорусские продукты

Еще одному показателю даже не знаю, то ли радоваться, то ли огорчаться: по сравнению с прошлым годом белорусы стали покупать больше коньяка, бренди, виноградных вин. Ну что ж, на здоровье!

Туфли для склада

С промышленными товарами все значительно сложнее и печальнее. Я например, за последние месяцы купила из отечественных товаров: бюстгальтер фирмы «Милавица», носки фабрики «КИМ» и крем для рук фирмы «Белита». И оказалось, что я вполне в тренде! Именно эти, как выражаются специалисты, группы товаров, если и не пользуются повышенным спросом, то все же продаются. А вот, например, с отечественной обувью просто беда! Башмаки нашего «Луча», «Марко» и других обувных предприятий – лидеры складских запасов. На 1 июня этих запасов было 293 процента к месячному производству! Но обувщики с настойчивостью, достойной лучшего применения, угадайте, чем занимаются? Усердно штампуют точно такие же босоножки, туфли, сапоги и - отправляют на и без того забитые склады. За первое полугодие обуви выпущено больше, чем за такой же период в прошлом году. А продано... Просто плакать хочется! Несознательные покупатели и смотреть не хотят на эту обувь, а норовят покупать исключительно импортную Не торопятся белорусы покупать и залежавшуюся на складах отечественную одежду. Ее запасы уже достигли 189 процентов к среднемесячному производству. Швейники, правда, в отличие от обувщиков все же сбавили темпы производства этого неликвида на... 1,7 процентов. Еще печальнее обстоят дела с трикотажем. 19 предприятий концерна "Беллегпром" вообще убыточные. Да и отечественную парфюмерию, косметику, моющие средства успешно теснит импортная продукция.
 

"Стиралка" для склада

товары промышленные

Еще немного цифр, чтобы обрисовать ситуацию с бытовой и электронной техникой - продукцией ЗАО "Атлант", холдинга "Горизонт", ОАО "Витязь".Она - лидер по нашему покупательскому невниманию. Телевизоры, стиральные машины, СВЧ и прочие бытовые помощники уверенно теряют свои позиции на рынке. Еще в прошлом году из всех проданных стиральных машин отечественные составляли 66 процентов, а сегодня - чуть больше 45 процентов. Складские запасы "стиралок" составляют рекордные 225 процентов! Но это, оказывается, не помешало производителям ударно трудиться - уже выпустили продукции на 20 процентов больше, чем за такой же период в 2012. Малопочетное первое место по своим потерям на потребительском рынке занимают производители телевизоров. Ну не хотят белорусы покупать родной "Горизонт" и "Витязь"! Только 19 процентов от всех проданных за семь месяцев телевизоров - отечественные. Остальные 80 процентов - "Samsung", "Philips", "Panasonic" и прочие марки зарубежных конкурентов. Эту арифметику можно продолжать - по информации Белстата практически по всем "непродовольственным позициям" доля белорусских товаров в розничном товарообороте значительно снизилась. А склады затоварены. Например, на столичных складах на 1 августа запасов товаров минских предприятий почти на девять триллионов рублей. И это несмотря на агитацию и рекламу покупать белорусское (что тоже требует немалых средств). Среди продаж отечественных непродовольственных товаров выросла только одна "позиция" - фармацевтические товары. Ну, понятно, болеть мы меньше не стали, а цены на импортные лекарства настолько зашкаливают, что, хочешь, не хочешь, покупаешь отечественный аспирин и каптоприл...

Покупатель всегда крайний

выставка белорусских товаров

Борьба за отечественный товар ведется у нас по всем правилам военного искусства. Правительство даже пыталось применять "тяжелую артиллерию" - запретительные меры. Но, как мы помним, рост пошлин на ввоз тех же телевизоров так и не помогло пробудить интерес покупателей к отечественным маркам. Да и запрещать импорт в условиях нашего членства в Таможенном союзе практически невозможно. Производители считают виновниками своих затоваренных складов наши с вами... растущие зарплаты. Мол, в этом году они значительно увеличились - на 17, 2 процента за первое полугодие, а значит, увеличился и спрос на импортные товары. Хотя и наши, якобы, не хуже… Вот такая интересная логика...

Все путем. А тем ли?

Вот мнение Анатолия Акантинова, генерального директора Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»: «У нас умеют производить действительно хорошие товары, но вот "доносить" их до покупателей - это, так сказать, не наша национальная черта. Исторически сложилось так, что торговой нацией белорусов не назовешь» Действительно, без профессионального маркетинга сегодня даже отличные товары трудно продать. А у нас и на крупных предприятиях в штате нередко по три маркетолога. Для сравнения, в Европе на аналогичных фирмах трудятся по тридцать специалистов по продажам. Какой выход? Анатолий Акантинов считает, что одно из решений - приглашать зарубежных специалистов по торговле, и одновременно учиться этому самим. Потому что только профессиональный маркетинг сможет и складские запасы разгрузить, и предприятия поднять.

И еще. В понятие «белорусский товар" обычно вкладывают невысокую цену при хорошем качестве. Но сегодня себестоимость товаров так увеличилась, что они стали совсем не дешевыми. Качество при этом прямо пропорционально цене не повысилось. Экономисты видят корень всех проблем в неэффективности самих предприятий. Поэтому нужно заняться, по их мнению, реструктуризацией. Наиболее радикальные специалисты вообще говорят о необходимости новой промышленной политики. Появится ли она? Поможет ли она нам начать "купляць беларускае"? Поживем, увидим...
Оценка статьи!

Рекомендовать:

Твит Нравится Нравится

    Комментарии 0

    Защита от автоматических сообщений

    Надоело вводить проверочный код?

    Зарегистрируйтесь