На минувшей неделе русский Forbes обнародовал рейтинг наиболее любопытных книжных новинок осени. Все СМИ успели бурно порадоваться: знай наших, вместе с Дэном Брауном и Людмилой Улицкой в нем отмечена и белорусская писательница Светлана Алексиевич
Фото: FEMINA
Подобные восторги я лично воспринимаю с долей скептизима и считаю их такими… ну скажем, «местечковыми», провинциальными.
Да, отметил Forbes Светлану Алексиевич. Почетным последним 13-м местом. А на 1-м – Дмитрий Глуховский. Я очень уважительно отношусь к тиражам Глуховского, но все-таки по позиции вклада в литературу для меня Алексиевич намного значительнее. И Улицкая, которую многоуважаемый журнал загнал в задние ряды, тоже в хвосте плестись, по моему мнению, ну никак не должна.
Продаются ли места в рейтингах
Вы знаете, даже слышать не хочу о «продажности» мест в подобных рейтингах. Как человек, работавший в СМИ, могу точно сказать: в серьезных изданиях никакие деньги не помогут попасть на верхние строчки рейтинга. Ну его – репутация дороже, она не продается. Хотя, безусловно, издательства в своих кампаниях продвижения авторов работают со СМИ. И оплаченные публикации тоже наличествуют. Просто СМИ для того, чтобы опубликовать информацию о писателе, вовсе не обязательно ронять свою репутацию ниже ватерлинии. Формат печатных СМИ вполне позволяет выполнить любой каприз издательства – интервью, упоминание нового романа в книжном обзоре, комментарий писателя по поводу того или иного актуального события.
Кстати, у меня есть и собственный опыт вхождения в рейтинги – упоминание моего романа «Проклятие Эдварда Мунка» в престижном мужском глянцевом журнале GQ. Это был всего лишь второй из опубликованных в «Эксмо» моих романов, тиражи тогда были символические. И никак, кроме как субъективной симпатией критика GQ, этот факт объяснить невозможно.
Почему хорошие авторы часто "пролетают"
Субъективность – вот где собака зарыта. Литература слишком многообразна, писателей море. И критерии любой оценки формируются субъективно. Мне кажется, иногда речь вообще может идти о банальных неточностях или забывчивости журналистов. Или, например, сам писатель на дух не переносит журналистов – и те, столкнувшись с многочисленными отказами, просто не обращаются к писателю. Что совершенно не мешает ему быть успешным в своем жанре. Так что все эти рейтинги – они условны.Мне лично сегодня больше хочется не радоваться тому, что Forbes упомянул талантливую писательницу Светлану Алексиевич, а грустить в связи с тем, что ее книги издаются за пределами Беларуси.


