Сразу несколько практически сенсационных новостей из жизни белорусского кино облетели отечественные СМИ. Номер один, конечно, новость о том, что фильм белорусского режиссера Константина Фама “Туфельки” может быть номинирован на “Оскар”.
Фото: FEMINA
На «Оскар» надейся…
Фильм «Туфельки» уже прошел первый из четырех туров отбора, так что номинация вполне реальна – в Беларуси это впервые. Но дальше ничуть не менее интересно и ново. В фильм о белорусской истории «Авель» продюсер Сергей Жданович собирается пригласить звезду Голливуда - Эрика Робертса.
Не отстает и анимация. В копилку наград мультфильма «Ясный сокол» белорусского мультипликатора Ирины Кодюковой добавился приз “За изобразительное решение” на Международном фестивале детского анимационного кино “Золотая рыбка”. Все эти новости послужили прекрасным пиаром для нашего кинематографа: о нем заговорили на разных уровнях. Словно птица Феникс, кино, практически уйдя в небытие, возродило интерес зрителей на новом витке истории.
«Мотор! Снимаем!»
В советские времена студию «Беларусфильм» в шутку называли «Партизанфильмом»: ей чаще всего отводилась роль съемочной площадки документального кино или кино о войне. Хотя с гордостью стоит заметить, что легендарные советские «Кортик», «Приключения Буратино» и «Приключения Дениски Кораблева» были сняты как раз-таки у нас. Когда Советский Союз канул в Лету, с ним практически канула и киностудия, а вместе с ней и весь отечественный кинематограф.
Павильоны «Беларусфильма» использовались чаще всего для съемок российских сериалов. Объяснение простое: недорого, поэтому и ехали к нам снимать бесконечный поток «каменских» и «ментов». Возможно, так могло продолжаться вечно, но время требовало своего - национального. Вот почему съемки народного эпоса про Анастасию Слуцкую стали поистине грандиозным событием в культурной жизни отечественного кинематографа.

Правда, после выхода этого фильма белорусское кино опять надолго «замолчало». Все изменилось несколько лет назад, когда столь явный упадок привлек внимание руководства страны. Государство активно включилось в финансирование кинематографа, киностудия, наконец, дождалась модернизации производственной базы.
Новое оборудование в данном случае выступает синонимом качества съемки: сегодня площадки «Беларусфильма» позволяют создавать киноленты, полностью отвечающие веяниям времени.
Правда, оборудование – это только часть успеха фильма. Еще необходимы удачный сценарий, мастерство работы режиссера, убедительная игра актеров и …желание зрителя видеть этот фильм здесь и сейчас. В первом фильме, снятом в новых условиях, четырехсерийном телефильме «Следы апостолов», удачно совпали все составляющие, как совпали они и в наших новых анимационных фильмах, но…

Все выше, выше и выше!
Рынок - он и в кино рынок! Простите меня за этот небольшой каламбур, но так или иначе искусство подчинено рыночным отношениям. Киноленты требуют вложения денег, а значит, всегда хочется рассчитывать и на прибыль. На сегодняшний день белорусский прокат с его полутора сотней кинотеатров не в состоянии окупить фильм.
Не случайно польский кинорежиссер Кшиштоф Зануссии в одном из интервью отметил, что страна, где 10 миллионов людей, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино.

Выход один - продвигать наши фильмы на мировой рынок, привлекать внимание к белорусскому кино. Этому как нельзя лучше и способствуют победы, большие и маленькие, на различных кинофестивалях. А значит, правильным путем идем! Станет ли новый виток в истории отечественного кинематографа ступенькой к покорению новых вершин?! Время покажет.


