Как сделать "ход в дамки" на бизнес-поле?
"Женщины создадут новорожденную экономику!" ? под таким девизом прошел традиционный Всемирный саммит женщин в Малайзии. Звучит оптимистично, если учесть, что на дворе экономический кризис. Неужели именно дамам удастся его переломить?
Портрет в акварельных тонах
Бизнес сегодня все больше приобретает "женское лицо". Его статистический портрет выглядит вполне симпатично. Около четверти предпринимателей в мире - женщины. В рекламе, масс-медиа, туризме, торговле женский бизнес доминирует. В США 50 процентов всех предприятий основаны и принадлежат женщинам. ? эта цифра все время увеличивается! В Европе, несмотря на кризис, дамы тоже весьма активны - им принадлежит каждый третий бизнес. А в последнем рейтинге самых влиятельных женщин мира, который ежегодно составляет журнал Fortune, больше всего европейских бизнес-леди.
Если бросить ретроспективный взгляд на историю бизнеса, то именно женщины во многом изменили мир предпринимательства. Среди бизнес-магнатов ХХ-го века Эсти Лаудер, Мэри Кэй Эш, Анита Роддик. Они приучили мир и нас, женщин, к косметике, научили ее продавать. А Рут Хэндлер совершила настоящую революцию с помощью куклы Барби.
Впрочем, бизнес-леди весьма успешно занимаются и совсем, вроде бы, не дамскими делами. Признанные мировые бизнес-лидеры - глава бразильской нефтедобывающей Petrobras Мария Дас Гракас Фостер, руководитель британской горнодобывающей Aglo American Синтия Кэрролл, президент австралийской банковской корпорации Westpac Гейл Келли. На руководящих постах в бизнесе больше всего женщин на Филиппинах ? 97 процентов! В Китае, Малайзии, Бразилии в Гонконге их тоже очень много ? 80-90 процентов.
Весьма активны женщины и в России. Они занимают в нем 73% руководящих постов. А Ольга Плешакова, генеральный директор авиакомпании "Трансаэро" и Гульжан Молдажанова, директор холдинга "Базовый элемент", входят в список 50 самых влиятельных женщин в мировом бизнесе.
В среднем и малом бизнесе, предпринимательстве дамы ведут дела даже более успешно и стабильно, чем мужчины. Знаете почему? Благодаря чисто женским качествам - терпению и дипломатии. ?менно они помогают легче выстраивать устойчивые и доверительные отношения с партнерами. К тому же, женщины менее склонны к авантюрам, они более продуманно подходят к принятию любых решений, взвешивают каждый шаг. А еще бизнес-леди спрятали подальше свои амбиции! Казалось бы, без них высот не достигнешь, но жизнь опровергает эту гипотезу. Дамы-предпринимательницы заменили амбиции чисто женскими качествами: вниманием к сотрудникам, психологическому климату в коллективах ? вот и получились более стабильные компании. Как свидетельствует статистика и подтверждает практика, женский бизнес в 4 раза меньше подвержен банкротству даже в нынешней кризисной ситуации. Конечно, мир бизнеса многолик и сложен, порой жесток и опасен. Но с тех пор как в нем появились женские лица, портрет приобрел новые, так сказать, акварельные тона. ? они этот портрет украсили!
Кто возьмет флаг в руки?
Создадут ли "новорожденную экономику" женщины в Беларуси? Здесь есть, над чем поразмышлять. Эффективные проекты, успешные бизнес-леди у нас существуют. ? с рейтингами все в порядке ? исправно составляют. ?звестен топ-10 самых успешных бизнесвумен. Они у всех на слуху и на виду. На высшей ступеньке пьедестала почета Алма Яунцемене. Ее детище - сеть магазинов "Тропинка" и "Соседи", пиццерии "Темпо". Руководитель одного из самых крупных автосалонов Toyota Татьяна Крепчук также в числе бизнес-лидеров. Юлия Скорынина занимается строительным бизнесом, добилась признания и верхних строчек в рейтингах. Еще наши бизнес-леди занимаются производством одежды, кожгалантереи, импортом овощей и фруктов. Например, в Минске, где сосредоточено около половины всего белорусского бизнеса, примерно каждый четвертый возглавляют женщины.
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2011-2015 годы предполагает еще активнее вовлекать женщин в бизнес, в том числе, в малый и средний. ?менно предпринимательство сегодня становится важнейшим направлением для расширения экономических возможностей женщин. Это декларируют и Национальный план, и госпрограммы занятости, и целый комплекс мер для продвижения женщин в бизнес, разработанный Министерством труда соцзащиты.
Так что, вроде бы, есть все основания утвердительно ответить: "Да, "новорожденную экономику" женщины создадут, кризис преодолеть помогут!". Но... Желающих взять флаг в руки немного. Например, только 2%(!) тех, кто потерял работу, хотели бы открыть свое дело. Почему так мало? По мнению социологов, у женщин сегодня очень низкая мотивация, чтобы заниматься бизнесом, хотя в 90-х годах они брались за него с энтузиазмом. Что же произошло с мотивацией и с самими женщинами? Давайте вспомним, как все начиналось.
От челночницы к бизнесвумен
"Я так хочу богатой стать и в роскоши купаться... " ? мечтала известная киногероиня. Реальные, не киношные, героини не мечтали, а брали бизнес штурмом, когда им дали возможность начать собственное дело. Не ради богатства и роскоши, - кто тогда вообще понимал, что это такое! - а потому, что другой работы просто не было, потому, что нужно было выжить в смутные времена, обеспечить себя и семью. Первые предпринимательницы - бывшие преподаватели, воспитатели, инженерно-технические работники, ставшие после сокращений и увольнений безработными, - создавали бизнес своими руками. В буквальном смысле: таскали в руках необъятные полосатые сумки с ширпотребом из Польши, Турции, Китая, мерзли на вокзалах и в аэропортах, торговали на рынке. В таких почти приближенных к походно-полевым условиях формировался, так сказать, дамский сегмент нашего малого бизнеса. ?менно в нем видела тогда свое будущее каждая третья безработная женщина. ?, кстати, лишь каждая десятая, как утверждают социологи, мечтала при этом разбогатеть. Ну, а действительно разбогатели, преодолели нелегкую дистанцию из ?челночниц? в бизнес-леди лишь редкие счастливицы. Остальные просто зарабатывали на хлеб, часто без масла. ? сегодня продолжают тянуть лямку: а куда деваться? Мотивация расширять, укрупнять свое дело многих ветеранов челночного предпринимательства уже не вдохновляет. А новобранцев и подавно!
По мнению социолога ?рины Андрос, "для белорусских предпринимательниц, в отличие от их западных коллег, сфера бизнеса ? скорее возможность заработать, чем добиться экономической независимости. Для большинства из них характерно качество, которое психологи называют "страхом лидерства или успеха". Без этих качеств серьезного прорыва в бизнесе не получается? А что же получается? Меньше 15% организаций частной формы собственности у нас принадлежат женщинам. ? сфера их деятельности, в основном, торгово-закупочная. Лишь немногие занимаются коммерческо-посреднической. Еще меньше - производством продукции и финансово-кредитной деятельностью. ? вообще женское предпринимательство у нас не носит массового характера. Не ведется даже статистика участия женщин в бизнесе, нет в официальной отчетности разделения предпринимательства на женскую и мужскую составляющие, нет даже самого понятия "женский бизнес".
Деньги или комфорт?

Велико искушение обвинить в том, что женский бизнес у нас развивается ни шатко ни валко, нерадивых чиновников. Но давайте отступим от привычного клише: "Во всем виноваты чиновники!" Сегодня открыть бизнес не сложно ? условия для этого созданы, господдержка есть на всех этапах. Но воспользоваться ею, как я уже говорила, спешат не многие. Почему?
Мужчины на первое место в бизнесе ставят деньги, карьеру, свой статус. На последнее - душевный комфорт. У женщин, как показывают социологические исследования, все наоборот. На первом месте - душевный комфорт, а лишь потом - деньги, карьера, положение в обществе. Так вот, мне кажется, именно в комфорте, точнее, его отсутствии, и кроются причины сдержанного отношения женщин к бизнесу, предпринимательству.
Наше общество живет по мужским правилам ? так уж исторически сложилось. ? наш бизнес ? это игра на мужском поле. Даму на нем легко и непринужденно "отодвинут", если что-то в ней или ее бизнесе не понравится. Без лишних церемоний! Если уж совсем честно, то ее с самого начала отодвинули, вытеснили в не слишком прибыльный, хлопотный, но требующий полной самоотдачи сегмент ? торговлю и услуги. ? женщины буквально тащат на себе этот малорентабельный, но такой затратный в смысле нервов и времени бизнес. Рискуя своим здоровьем и семейным благополучием. Ведь муж, дети, родители далеко не всегда поддерживает женщину, если она отдает работе, а не им все свое время и силы. Так что с душевным комфортом у дам-предпринимательниц чаще всего не получается?
? хотя, по мнению экспертов, женская социальная группа в предпринимательстве, бизнесе более качественная, чем мужская, - женщин с дипломами вузов на 18% больше, чем мужчин,они вовсе не намерены уступать дамам свои бизнес-ниши. ? наши предпринимательницы, как на баррикадах, постоянно должны бороться, завоевывать, пытаться сделать ход в дамки на бизнес-поле. ? как при таком раскладе им создать "новорожденную экономику"?..
Рекомендовать:
Как сделать "ход в дамки" на бизнес-поле?




