Екатерина Аверкова
Режиссер, актриса, преподаватель. Ее кредо: «Чтобы добиться много, необходимо желать невозможного».
Послушать интервью с Екатериной Аверковой:
Аверкова Екатерина Васильевна – режиссер, актриса. Среди работ спектакли: «Кись», «Оскар и розовая дама», «Три сестры», «Маленький принц», «Зима», «Первая любовь» и др. Место рождения – г.Минск, образование – Белорусская государственная академия искусств, режиссер-преподаватель.
Родители: Аверкова Ольга Николаевна – бухгалтер, Аверков Василий Аркадьевич – строитель.
В детстве Катя была артисткой: учась в музыкальной школе, занималась игрой на фортепиано и пением в хоре, потом учась в театральной – будучи буйным подростком, слушала рок и, даже, пела в группе.
Ее семья сейчас – сын Степа 4-х лет.
Любит много всего, не любит – глупость, неточность, лень. Мечтает влюбиться взаимно и счастливо. По внутреннему складу ассоциирует себя с постоянно растущим деревом, городом Парижем, переменчивой погодой.
Ее кредо: «Чтобы добиться много, необходимо желать невозможного».
- У тебя новый дом, расскажи, каким ты хочешь его видеть, дом своей мечты?
- Хочу, чтобы он был уютным и теплым. Было мало мест в моей жизни, где я чувствовала себя как дома. Здесь, несмотря на то, что еще голые стены, бетон и только начинающийся ремонт, я уже чувствую себя дома, и мне это очень нравится. Хочу, чтобы дом был моим. Люблю фантазировать. Сейчас пока не вижу конечного результата, что-то делая, по ходу меняю. Хочу, чтобы конечный результат был и для меня, может быть, неожиданным. Какого-либо определенного дизайн-проекта нет, если только приблизительно…Если я начинаю что-либо делать, могу менять, и мне это нравится.
Знаю, чего точно не хочу – обоев, пластика. Очень нравятся покрашенные стены, неровность, присутствие в интерьере живой руки, поэтому хочу деревянные полы, отштукатуренные и раскрашенные вручную стены, многое хочу делать своими руками, думаю, здесь это и выразится.
- Например?
- Например, быстро сколоченное зеркало в ванной, я его сделала случайно, просто потому, что у меня было маленькое зеркало, которое я прилепила на клей, отштукатурив его. Просто потому, что у меня оставалась штукатурка, и было маленькое зеркало. Понравилось. Думаю, сделать такое же, но большое. Идея возникла совершенно случайно.
- В работе также? Ты когда работаешь, тоже конечного результата не видишь?
- В работе с этим, как мне кажется, присутствуют мои личные проблемы. Сейчас я пытаюсь себя воспитать, скорее, перестать бояться экспериментировать. Как правило, приходя к актерам, уже знаю конечный результат, и я к нему веду, конечно, что-то меняется. Хотелось бы от этого освободиться и позволить себе больше экспериментировать и не бояться. Иногда становится страшно, думая, что эксперимент окажется хуже того, что было задумано изначально, но, думаю, что это – дурной страх, и от него нужно избавляться.
- Когда экспериментируешь, получается лучше?
- Получается непонятно для меня: сделав, что-то по-новому, не могу здраво оценить результат, как правило, должно пройти время для того, чтобы я поняла как это.
Так, например, было со швейцарским проектом – чистым экспериментом, при котором очень многое менялось, ничего не фиксировалось, много импровизаций, то убирающихся, то добавляющихся. Спектакль очень живой, потому как мы над ним работали. Не было какой-то схемы и конечного результата. В итоге то, что получилось, я не могла адекватно оценить, я поняла, что у нас что-то получилось, но хорошо ли, плохо ли, «пойдет» ли на зрителя… Допустим, коммерческого успеха я точно определить не могла, но спектакль имеет успех. Спустя полгода пересмотрела и поняла, что это – интересно, это – свежо, ново, и нужно двигаться в этом же направлении.
Путь к профессии
- Кем хотела стать?
- Это долгая история: с детства и до 6 лет, отвечая на вопрос, кем хочу стать, говорила, что буду работать невестой: была уверенна, что такая профессия существует. Меня привлекал, как я сейчас понимаю, сам обряд переодевания в белые платья, игра во влюбленную красивую женщину. Но после меня переубедили в том, что замуж выходят один раз и навсегда, и, решив, избрать себе другую профессию, достаточно долго, с 6 лет и до окончания школы, готовилась стать актрисой: занималась в театральных кружках, школах. Был один год, когда меня переубедили, говоря, что я ничего не заработаю и, вообще, это – гиблое дело… Тогда увлеклась психологией, которую около полутора лет изучала достаточно серьезно. Но все же, в 10-м классе поступила в театральную школу, попав к удивительному педагогу – Анатолию Владимировичу Костецкому. И по окончании готовилась поступать в Академию искусств, других вариантов для меня просто не существовало. Как раз набирался курс актеров Театра кукол (педагог – Милявский Алексей Анатольевич), но меня не взяли, это стало шоком, я даже заболела, попав на месяц в больницу. Мама настаивала на поступлении в Институт культуры, где набор осуществлялся только на режиссуру. Я противилась, планируя пропустить год и вновь поступать на актерский, но мама заставила. Поступала назло маме, будучи уверенной в не поступлении. Учитывая огромный конкурс (из десяти восемь мест отдавался целевому набору), не имея об экспликации понятия (которую сдавать нужно было через две недели), поступила совершенно неожиданно на бесплатную форму обучения, для себя, все же, решив отучиться год и вновь пробовать поступать на актерский. Но попала к педагогу Абрамову М.М., который за 2 месяца влюбил меня в профессию, и режиссура стала намного интересней. В ней все совместилось: мои организационные способности (немаловажное качество для режиссера), актерство, моя любовь к театру, педагогические навыки, увлечение психологией, музыкальное образование. Решила для себя – никуда больше не пойду, в академию искусств все же поступала, но на режиссуру, и поступила!
О любви к профессии
- Что значит любить профессию?
- Это так же, как с человеком, если ты можешь назвать, за что и почему ты его любишь – это не любовь, это – рациональный расчет, анализ. Часто в жизни ты испытываешь сильные чувства к человеку, при этом не имея возможности объяснить их природу. Любить профессию для меня – возможность творить. Мое желание быть актрисой в большей степени реализовано. Режиссура, делая возможным процесс проживания ролей, тем самым, предоставляет огромное поле творческой деятельности, из которого можно бесконечно черпать все новое и новое, открывая и принося огромное удовольствие не только тебе, но и людям, которые это смотрят. Готовя спектакль, ты работаешь с каждым исполнителем, с каждым актером, по сути, проживая его роль. Процесс подготовки спектакля дает возможность актерствовать в полной мере, ведь я могу играть не только женщин, но и мужчин, разных возрастов, не только людей, но и сказочных персонажей, это – моя попытка разобраться в человеческой душе. Очень сложно понять, откуда в человеке это желание создавать что-то свое. Каждым спектаклем вместе с исполнителями, художником, композитором, драматургом я создаю свой какой-то мир, выступаю в роли хоть и неполноправного автора этого мира, но все же создателя, ведь именно я его собираю по кусочкам, направляю, делаю целостным, и это прельщает! Режиссура – очень синтетический вид искусства, многое объединяющий в себе, но всегда остающийся новым.
Режиссуре научить нельзя, весь процесс обучения режиссуре, как любой другой специальности, невозможен, можно оградить человека от возможных ошибок, и объяснить с какими трудностями он может столкнуться, направить его, предложить относительный свод рекомендаций. Если разобрать все известные спектакли, найдем в их содержании большое количество ошибок, значащихся ошибками в системе обучения, той системе, которой учили меня. Если ее считать относительно установленными правилам, конечно. Чем больше я работаю в этой сфере, чем больше этим занимаюсь, тем чаще прихожу к мысли о субъективности режиссуры. Когда мы начинаем говорить о режиссере как о творце, перестает быть главным какое-либо отдельно взятое качество. Все люди индивидуальны, я не знаю, кто за счет чего держится. Если раньше я слышала о себе: «…у тебя все хорошо получается, ты – хороший режиссер, потому что ты потрясающе умеешь организовать людей…», сейчас я этого не слышу. Я не могу сказать, что хуже стала организовывать людей, но люди не говорят об этом как о моем основном качестве. Последнее время мне говорят о том, чего я не должна делать, называя меня идеалисткой и очень мягкой, говорят, что так нельзя, что слишком верю в людей, а я хочу верить! Я пытаюсь. Я верю в себя, но бывают периоды (последнее время все чаще), когда я перестаю в себя верить, себе верить, но я пытаюсь себя от этого оградить, но все равно главным критерием, советчиком являешься для себя ты сам.
Вокруг – множество людей, говорящих противоположные вещи о твоей работе, и как бы ты не убеждал, что не слушаешь их, не читаешь прессы, не слушаешь советов, все знаешь сам, это – не правда, все равно поневоле приходится читать и слышать, на человека это действует. Другое дело, что кто-то стоек, а кто-то идет на поводу. Все больше понимаю, что главным критерием являешься ты сам и только ты.
Если что-то делаешь не с целью заработать деньги, имя, иных материальных соображений, если ты это делаешь, потому что не можешь не делать, то главным критерием являешься ты сам: можешь быть доволен или не доволен своей работой, можешь понимать, туда ты идешь или нет, но это ты делаешь, чувствуешь сам.
- Что театр для тебя?
- Повторю избитое выражение: театр – это храм или театр – дом. Театр для меня – это то, чем я сейчас занимаюсь, это – путь к созданию своего театра-дома. Если говорить о том, во что я верю, что для меня является критерием, я верю в создание своего театра, очень хочу этого. Мой будущий, еще не существующий театр-дом является критерием того, что я делаю сейчас.
- Прослеживается параллель: новый дом и новый театр-дом, каким может быть твой театр-дом?
- Я была во многих театрах, большинство из которых, за исключением Молодежного театра и Театра оперы и балета, я хорошо знаю изнутри, так как во всех работала в тот или иной период своей профессиональной деятельности. С уверенностью могу сказать, что в Минске такого театра нет. По внутренней атмосфере, которую мне бы хотелось создать в своем театре, близок театр П.Н. Фоменко в Москве. Посчастливилось побывать там внутри, присутствовать на репетициях у Петра Наумовича. Я сейчас говорю даже не о том, что они делают, а об их внутренней жизни, об отношении к тому, что они делают, как это естественно, как тепло! Сложно выразить словами, это нужно увидеть… С людьми, с которыми буду работать и создавать этот дом, хочу говорить на одном языке. Я не знаю, когда это осуществиться, какие конкретно рядом будут люди, с кем я буду работать… Сейчас, работая на двух курсах в Академии искусств, могу сказать, что с большинством ребят начинаю говорить на одном языке, для меня это очень важно. Я верю в то, что можно создать спектакль, мир, о котором мы говорим, являющемся театром, только хорошо понимая друг друга, только чувствуя одинаково, друг друга чувствуя! Должна быть общая цель, одно желание, они не должны быть одинаковыми предельно, но интуитивно должны идти в одном направлении, от этого зависит многое. Например, есть спектакль, поставленный мной, которым я недовольна, знаю, что он не получился потому, что я не смогла найти до конца общего языка со всеми исполнителями. Это, безусловно, талантливые люди, но говорили с ними о разных вещах, у нас разные взгляды даже не на театр (не говорю о стиле, постановке), а вплоть до того, что они не готовы принять мою идею. Я же не готова поменять свою идею под них. Мы не нашли точек соприкосновения, мы пытались, но не нашли. Я не довольна спектаклем, но надеюсь, у меня будут и другие постановки в этом театре, и я смогу найти этот язык. Со студентами мне сейчас проще, может быть, потому, что они – мои, хотя существует много людей, с которыми я нахожу общий язык.
- Тяжело ли быть девушке режиссером, женская режиссура чем-то принципиально отличается?
- Говорят, что она тоньше. Возможно. Единственное, что знаю: у всех женщин-режиссеров большая тяга к чуду, волшебству.
- А к трагизму?
- Скорее, это зависит от творческой индивидуальности и периодов жизни режиссера. Мне в какой-то момент надоело ставить трагедии и психологические драмы. Я поставила «Зиму» в Купаловском. Захотела поставить простой спектакль, принести счастье и радость взрослым людям, спектакль без пошлости, без серьезных проблем. Хотя проблемы, поднимающиеся в спектакле, в свое время серьезно переживались каждым человеком в своей жизни, но сейчас на все это смотришь с улыбкой и иронией, понимая, что эти проблемы – не проблемы, в сравнении с тем, что происходит сейчас в бытовой жизни. Мне захотелось радости – поставила комедию. В «Зиме» нет никакой трагедии, меня даже обвиняли в том, что я позволила пропустить такой трагический момент, как смерть героев пьесы. Я ставила не о том, что они умирают… Придите и посмотрите.
Сложно ли быть режиссером-женщиной? Я не знаю, как быть режиссером-мужчиной, но режиссером-женщиной вначале было быть сложно, теперь нет. Перед просмотром моего первого режиссерского самостоятельного спектакля «Оскар и розовая дама» в Современном художественном театре состоялась пресс-конференция. Я готовилась, красиво оделась, сделала хороший макияж. Мне казалось, что хорошо и умно говорю, отвечаю на вопросы. На следующий день вышла статья, первая статья, призванная рассказать о моем творчестве… Она начиналась такими словами: «Екатерина Аверкова, настолько красивая женщина, что в ее профессиональные качества верится с трудом…» С тех пор ни на одну конференцию я не крашусь, я поняла, что человек меня вообще не слушал, из всего интервью не было приведено ни одной моей смысли, только описание внешности…
Это в какой-то степени мешает. Еще будучи студенткой, я начинала работать в Русском академическом театре и видела, как ко мне на первых репетициях относились актеры, уже в возрасте. Когда говорила или делала какие-то замечания, мне говорили: «Слушай, я выйду покурю, хорошо?», понимая, что никогда бы не позволили себе подобного при другом режиссере. Но я предпочитаю не становиться в позу в таких ситуациях, продолжаю работать. Обычно, максимум через неделю эти сложности уходят, мы уже работаем, уже перестают видеть во мне девочку. Вначале для меня это было не понятно, задавала себе вопрос, зачем же я училась и что я делаю, если так меня воспринимают. Сейчас меня это уже не волнует.
-
Творческих успехов Екатерине!Ответить