Многие родители сталкиваются с проблемой задержки речи у детей. Иногда малыш отмалчивается лет до трех, а потом у него прорывается целый поток слов и предложений. Но это лишь при том условии, что у ребенка нет серьезных органических нарушений.

Часто молчание не проходит само по себе и есть следствие неврологических проблем. В таком случае напрасно выжидать, когда ребенок сам заговорит, потому что без специальной помощи этого может не произойти. Определить, что значит его молчание, – особенности характера или серьезные проблемы - должны соответствующие специалисты. Данная статья имеет целью вкратце ознакомить с наиболее распространёнными диагнозами задержки развития речи и ее причинами.
Причины задержки развития речи

Как видим, речь является сложным нейропсихологическим процессом. Для ее нормального функционирования нужна слаженная работа всех задействованных центров. Недостаточная активизация нейронов той или иной речевой зоны провоцирует тяжелые расстройства речи, в том числе и ее задержку. Причины такого сбоя в функционировании центральной нервной системы разные: травмы, кислородное голодание, инфекции, воздействие химических препаратов. Причем эти факторы могут повлиять на ребенка на разных этапах его развития: во внутриутробном периоде, во время родов и в раннем детстве.
Перед родителями и педагогами встает вопрос: как восстановить эти связи и довести функцию речи до состояния нормы.
В первую очередь, следует обратится к логопеду, который определит, какой именно фактор тормозит развитие речи. Возможно, потребуется дополнительная консультация у других специалистов – невролога, психиатра.
Тяжелые речевые нарушения
Моторная алалия – ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но имеет трудности в ее воспроизведении. Даже имея нормально сформированные речевые органы, ему трудно переключаться с одного звука на другой. Проговаривание каждого слова затруднительно для детей с моторными нарушениями, ведь надо сделать сразу несколько речедвигательных операций: проговорить все звуки правильно, слить их в одно целое, да еще и произнести их в правильном порядке, не путая и не упуская. Для нас такой процесс кажется простым, но вот для ребенка это является достаточно тяжелым действием.Сенсорная алалия – проблем с воспроизведением нет как таковых, но имеются трудности в понимании. Представьте, что Вы слышите иностранца, разговаривающего на незнакомом языке. Улавливаете слова и предложения, но совершенно не понимаете, о чем он рассказывает. Примерно так же воспринимает нашу речь ребенок с сенсорными нарушениями. Например, под словом "кухня" будет восприниматься все, что связано с этим понятием – "чашка", "холодильник", "стол", "еда".
Афазия – ребенок начинал говорить нормально, а потом замолчал. Речь изначально начала формироваться правильно, а потом пошел ее распад (вследствие травм или иных повреждений головного мозга). Это расстройство, как и алалия, имеет моторную и сенсорную формы – в зависимости от того, какая зона повреждена.
Аутизм – ребенок молчит, потому что не имеет надобности в общении с окружающими. Речь как средство коммуникации ему просто не нужна. Он живет в мире неодушевленных вещей, не замечая людей. Аутизм имеет разные спектры проявления, одно из которых – мутизм – полное отсутствие речи.
Дизартрия – недостаточное поступление сигналов от головного мозга к артикуляционным органам. Ребенку трудно контролировать движения языка, губ, гортани. Речевые органы имеют ослабленную мускулатуру, отмечаются проблемы с жеванием и глотанием. Малыш может все понимать и знать, но осуществить речевой акт не в силах, поэтому может воспроизвести лишь технически простые звуки, например такие как "А", "Е", "М", "П".
Задержка речи может быть спровоцирована не только неврологическими факторами, а еще проблемами с голосом, слухом, зрением. Важно также отметить, нет ли аномалий в строении речевого аппарата (расщелина неба, диспропорциональность размеров органов) или судорог (заикания).
Поскольку у детей с тяжелыми нарушениями речи зачастую отсутствует мотивация к речевой деятельности, то словарный запас формируется очень медленно. Вместе со звуковыми и лексическими проблемами ребенок может испытывать трудности и с грамматикой и связной речью. Даже при правильно направленном обучении у них может продолжительное время наблюдаться несогласованность слов в числе, роде, падеже («Кот идти», «Мама купить куртка»).
Если вовремя не начать работу, то с каждым годом разница между речью ребенка и его сверстников будет все большей. Коррекционные занятия, зачастую, начинают проводить с трехлетнего возраста.
