Мир художника Эндрю Уайета и его модели

Из окна чердачной мастерской живописца открывался вид на поле с сараем и необозримое небо вокруг. Для художника, находившего, что величие живописи открывается при проникновении в суть самых простых вещей, этот пейзаж служил неплохим фоном творческого процесса.

Мир художника Эндрю Уайета и его модели

картина "Ветер с моря"

"Wind from the Sea" (Ветер с моря)

Он мог часами, лежа в траве, рассматривать небольшую веточку или цветок. Пристально вглядываясь в окружающие его холмы, скалы, землю, он много размышлял об их вечности и нерушимости.

картина Э.Уайета "Длинная ветвь"

"Long Limb" (Длинная ветвь)

Думал обо всех живших здесь людях и также внимательно вглядывался в жизнь близких ему людей. И писал только их. Для него было важно увидеть скрытое – духовный остов человека и его внутреннюю связь с окружающим миром, их взаимное влияние друг на друга. Однажды, выглянув из окна, живописец увидел нечто глубоко поразившее его воображение… Но для начала я все-таки представлю художника.

художник Эндрю УайетЭндрю Ньюэл Уайет (Andrew Newell Wyeth) – один из популярнейших и самый спорный художник Соединенных Штатов Америки. Творивший в эпоху модернизма, он рисовал в не популярном тогда жанре реализма. Многие известные критики и искусствоведы достаточно резко высказывались о его работах, считая их шаблонным отображением действительности. В то же время работники музеев, заполненных абстрактной живописью, с удовольствием покупали его картины, а выставки работ Эндрю Уайета всегда пользовались неизменным успехом.

Есть в картинах художника то внутреннее напряжение и загадка, которые заставляют зрителя подолгу всматриваться в изображение, пытаться понять смысл послания, заключенного в незатейливом сюжете.

картина Э.Уайета "Сборщик ежевики"

"Blackberry Picker" (Сборщик ежевики)

Всю свою долгую жизнь (1917 – 2009) Эндрю Уайет прожил в двух местах. В своем родном городе Чедс-Форде штата Пенсильвания и местечке Кушинг, расположенном на океанском побережье штата Мэн, в котором его семья проводила лето. Здесь был его мир, крошечный с географической точки зрения и одновременно великий по внутренней глубине и душевной близости. Свой мир Эндрю Уайет тщательно оберегал от внешних влияний, считая, что: “…после путешествия вы никогда не возвращаетесь тем же — вы делаетесь более эрудированным, вы получаете больше знаний. Я могу потерять что-нибудь очень важное для моей работы, может быть, наивность”. В этом мире и находил он вдохновение необходимое ему для работы.

Эндрю вырос в большой творческой семье. Его отец, известный американский художник-иллюстратор, считал, что для творческого развития ребенку необходим свой собственный мир и всеми силами помогал своим пятерым детям обрести его. Театральные представления, балы-маскарады, шаги отца по крыше и подарки, спускаемые через дымоход в Рождество, – это было лишь малой толикой мира младших Уайетов. В их доме постоянно гостили знаменитые художники, литераторы, актеры того времени. Болезненный Эндрю никогда не учился в школе, его образованием занимался отец и его друзья-художники. Успех первой выставки в Нью-Йорке подтверждает не только силу его таланта, но и качество домашнего образования 21-летнего художника.

А дальше все просто, патриархально, провинциально. Знакомство с девушкой из хорошей семьи. Бетси Джеймс было 18, ему 21, она была красива и умна, чувствительна. На выставке юного художника ей особенно понравилась картина, которой он гордился больше всех остальных. Через три года она стала его женой, а также секретарем, агентом, моделью, консультантом, матерью двух его сыновей – неизменной составляющей его мира.

...Но вернемся в кушингскую мастерскую художника из окна, которой он видел поле с сараем и небо. В тот день его взгляд остановился на женской фигуре, в странной позе лежавшей посреди поля.

картина Э.Уайета "Мир Кристины"

"Christina'sWorld" (Мир Кристины)

Можно было подумать, что женщина прилегла отдохнуть на выжженную солнцем траву. Однако художник не успел еще удивиться ее крайне неудобной позе, как женщина поползла. Привычными движениями она медленно и размеренно направлялась к дому. Эндрю Уайет узнал в ней свою соседку Кристину Олсен. Парализованная после перенесенного в детстве полиомиелита, она, чтобы не обременять близких, отказывалась пользоваться коляской и всю жизнь ползала по дому и окрестностям.

Что-то удержало художника в тот момент от порыва броситься на помощь Кристине. Она показалась ему выброшенной на берег и раздавленной раковиной омара, который, несмотря на враждебные для него обстоятельства, продолжает двигаться вперед, черпая силу из самой земли.

В этом движении он увидел квинтэссенцию ее внутренней силы – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи.

Впечатление от увиденного художником было столь велико, что он решил написать Кристину, устремленную в своей неподвижности к дому на вершине холма. В 1948 году картина «Мир Кристины» была завершена и представлена публике. Эта работа принесла художнику и его модели мировое признание и стала началом их долгой дружбы и сотрудничества.

картина Э.Уайета "Кристина Олсен"

"Christina Olson" (Кристина Олсен)

Уайет часто бывал у нее в гостях, общался с ней и ее братом, слушал рассказы Кристины об их старом доме, который много лет назад был постоялым двором для моряков, и как шведский моряк Олсен остался в нем навсегда, очарованный хозяйкой этого дома.

Любовь к жизни, умение радоваться простым природным явлениям и видеть новое в привычной жизненной круговерти, спокойная стойкость Кристины не раз вдохновляли Эндрю Уайета. И он снова и снова брался за кисть, приоткрывая нам мир Кристины Олсен – мир Эндрю Уайета.

обсудить на форуме
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.57142857143)
оцените статью