Минский Вернисаж: картины на рынке

18.05.2011

Уличный художественный рынок – неотъемлемый атрибут посещаемого туристами города. В европейских странах свободный художник обычно приобретает в мэрии лицензию на определенный срок, и на основании этого документа может продавать свои работы на городских улицах.

Минский Вернисаж: картины на рынке

Обычно художники группируются поблизости от ярких достопримечательностей. Самый известный уличный рынок находится на Монмартре (Place du Tertre) в Париже. По правилам, установленным мэрией Парижа, художники могут продавать там только собственные оригинальные работы, что гарантирует покупателям аутентичность и уникальность каждой из них.

Белорусский Монмартр – «Минский Вернисаж» – располагается на проспекте Независимости, 25Б. Серые металлические стенды стоят «в кармане» между Дворцом профсоюзов и Музеем Великой Отечественной войны.

Минский вернисаж

Всего на «Вернисаже» 169 торговых мест. Стенды установлены таким образом, что «Минский Вернисаж» имеет форму перевернутой буквы «Г». Когда дует ветер, картины с грохотом ударяются о металлические стены, на которых развешены, как будто стенды машут короткими крыльями. Ближе к вечеру картины относят в хранилище, которое в свое время проектировалось как общественный туалет.

С 2005 года «Минский Вернисаж» является филиалом Минского Комаровского рынка наряду с ОСП «Узлянка» (Мядельский район, деревня Пузыри), и не имеет статуса выставки-продажи. Чтобы продавать картины на «Вернисаже», необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, платить фиксированный налог и вносить арендную плату.

Минский Вернисаж

Деятельность «Минского Вернисажа» регулируется теми же документами, что и деятельность Комаровского рынка, без учета специфики условий и предметов купли-продажи. Получается, что, подчиняясь тем же правилам, что и продавцы на Комаровском рынке, «вернисажные» художники обязаны знать «правила пользования холодильным оборудованием» и «приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектования товаров». Кроме того, согласно «Правилам поведения продавца», «вернисажные» художники и продавцы не только не имеют права «продавать недоброкачественный товар», «нарушать установленную форму одежды» и «обслуживать покупателей сидя», но и «принимать пищу, курить, читать, вести частные разговоры». Разумеется, эти правила, вывешенные на «вернисажных» стендах, никто не соблюдает.

художники, Минск

История о том, как художников присоединили к Комаровскому рынку и заставили зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, заслуживает отдельного разговора. Сложилось так, что судьба «Вернисажа» с самого начала оказалась в руках посторонних людей, которые к живописи и декоративно-прикладному искусству не имели никакого отношения. В 1995 году по инициативе отставного подполковника М.К. была создана «Ассоциация свободных художников», общественная организация, куда художники были вынуждены вступить под давлением. Подполковник как председатель «Ассоциации» незаконно взимал плату за торговые места и камеру хранения, по сути, занимался рэкетом. Еще тогда, когда художники стояли в сквере на площади Свободы, он позволил торговать на «Вернисаже» тем, кто не умел рисовать, но поддерживал установленные им порядки (среди них, например, «матрёшечники», а также якобы народный мастер, который брал заготовки в тюрьме). Художники оказались неспособны защитить себя от произвола подполковника и начали уходить с «Вернисажа». Именно подполковник, когда началась реконструкция площади Свободы, выбрал для художников место между музеем и Дворцом профсоюзов. Когда городская администрация обратила внимание на то, что общественное объединение незаконно занимается коммерческой деятельностью, она присоединила «Вернисаж» к Комаровскому рынку, подчинившему одинаковым правилам тех, кто продает картины, и тех, кто продает сало.

Лично я всегда чувствую себя на «Вернисаже» неловко. Во многом неприятные ощущения связаны с угрюмыми взглядами недружелюбных, настороженных, всегда что-то подозревающих «вернисажных» продавцов и продавщиц. Всё дело в том, что сейчас картины на «Вернисаже» продают, в основном, не художники, а посредники, ничего не понимающие в живописи. Когда у продавщиц спрашиваешь, чьи картины они продают, они часто отвечают: «Мои и мужа». Это связано с тем, что все на «Минском Вернисаже» зарегистрированы в налоговой инспекции как художники, которые продают свои собственные работы (так ниже налог). Чужие работы нельзя продавать без соответствующего договора с художником. В то же время на стенде у «жён» чаще всего представлены работы разных художников из разных городов.

Качество работ снижается, а покупатели лишаются уникальной возможности лично пообщаться с художниками и народными мастерами на художественном рынке. Продавцы и продавщицы, как правило, забирают себе тридцать процентов стоимости картины. Разумеется, они не имеют художественного образования. Некоторое время картины продавала даже уборщица, которая с ведром и кисточкой изображала художницу перед инспектором налоговой службы.

Среди картин, которые продаются на «Вернисаже», практически не встречаются работы с оригинальными сюжетами. Картины можно классифицировать следующим образом.

1. Пейзажи (так называемая «зелёнка»). Самый популярный размер – 30 на 50. Изготовление пейзажа такого размера стоимостью сто шестьдесят тысяч белорусских рублей занимает у опытного художника два часа.

2. Городские виды (Минска и других городов, в том числе, вымышленных), достопримечательности Беларуси (например, Мирский замок).

3. Морские пейзажи «А-ля Айвазовский».

4. Натюрморты (цветы, фрукты). Особенно пользуются успехом подсолнухи и сирень.

5. То, что Пётр Вайль называет «провинциальным космизмом»: «развёрстые ладони в тучах звездной пыли и сполохах планетарных сияний»; иногда картины с элементами сюрреализма.

5. Женщины в костюмах разных эпох, практически никогда обнаженные.

7. Копии работ старых мастеров, преимущественно, малых голландцев, часто Вермеера. Можно заказать копию по собственному желанию.

8. Животные: тигры, коты, мыши, рыбы.

Впрочем, иногда здесь можно обнаружить и неожиданные картины, например, портрет Ленина сорокалетней давности стоимостью сто пятьдесят долларов (продавец был готов уступить). Рисуют с фотографий, часто из каталогов Sotheby’s.

картины на Минском Вернисаже

Один и тот же сюжет, пользующийся спросом, художник может повторить более ста раз, до тех пор, пока такие картины покупают. Посетители, которые видят на «Вернисаже» постоянно одно и то же, часто жалеют художников, думая, что они подолгу не могут продать свои работы, в то время как художники тиражируют картины, годами срисовывая с одной и той же фотографии. Когда продается определенная картина, продавец просит художника принести другую, точно такую же или похожую, и через пару дней художник приносит. Картины редко подписаны, что связано с тем, что продавцы продают произведения многих художников, имея право предлагать покупателям только свои работы.

В основном на «Вернисаже» приобретают недорогие пейзажи, руководствуясь критерием «чем больше и дешевле», часто в подарок коллегам, а также городские виды. Спрос низкий, иногда в месяц не удается продать ни одной картины, что на «Вернисаже» объясняют бедностью и низким культурным уровнем белорусов, а также тем, что таков удел художника «во все времена».

По сравнению со сквером на площади Свободы, уровень работ упал очень низко, как и уровень продаж. Если раньше художники могли жить на заработанные от продажи картин деньги, то сейчас хорошо, если в месяц через посредника удается сбыть одну картину.

На «Вернисаже» стоят, преимущественно, люди предпенсионного возраста. О том, приносит ли доход уличная торговля живописью, ничего нельзя сказать однозначно. Возможно, у «вернисажных» торговцев есть другие источники дохода, возможно, если бы они слишком мало зарабатывали, то ушли бы с рынка.

С моей точки зрения, цены на «Вернисаже» не соответствуют качеству живописи. Факторами, влияющими на ценообразование, здесь являются, не, скажем, замысел или техника исполнения, а время, затраченное на написание картины, плюс стоимость расходных материалов. К примеру, на шведском аукционе Bukowskis за деньги, которые вернисажные художники просят за копии, можно купить оригинальные работы художников девятнадцатого века.

В связи с запланированным сносом музея Великой Отечественной войны и строительством на его месте отеля, «Минский Вернисаж» будут переносить в другое место, предположительно, рядом с Комаровским рынком, что, возможно, приведет к исчезновению художественного рынка. Тогда Минск вообще может лишиться такого атрибута городской среды, как уличная торговля картинами и сувенирами.

обсудить на форуме
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.07692307692)
оцените статью