Между модой и историей: платья из прошлого

27.06.2011

До 20 августа 2011 года в Вильнюсе проходят выставки  «Стиль Art Deco – мода межвоенного периода (1918 – 1939)» и «Мода Викторианской эпохи», в рамках которых представлена одежда из коллекции историка моды Александра Васильева.

Между модой и историей: платья из прошлого

Честно говоря, до посещения этих выставок я не слишком симпатизировала Васильеву. Но, мне выпала счастливая возможность убедиться в том, насколько ценной является его парижская коллекция. Она создавалась на протяжении тридцати лет и включает в себя более десяти тысяч предметов. В залах Музея декоративно-прикладного искусства (Arsenalo, 3A) представлена лишь небольшая часть, но и она - праздник для глаза и воображения.

«Она недоступна, холодна, дразняще красива, в ней скрывается гигантская личность – эта женщина свободна!»

Приобретаешь билет за шесть литов (около двух с половиной долларов), поднимаешься по лестнице на второй этаж и попадаешь в царство подлинной роскоши.

Выставка платьев

Первая мировая война существенно ускорила социальные и культурные перемены. Женщины добились права голоса, они начали получать высшее образование и приобретать профессии, водить машину, заниматься спортом, ходить в ночные клубы и курить. Женский облик претерпел кардинальные изменения. Ушёл в прошлое корсет. Юбки подскочили до колен, на смену сложным объёмным причёскам пришли короткие стрижки. Общество динамично развивалось, и новые тенденции в моде начали сменяться всё быстрее. Восемьдесят предметов одежды и более чем двести аксессуаров позволяют ощутить аромат этой динамичной эпохи и создать себе впечатление о моде межвоенного периода.


Платье

Прежде всего, на выставке представлены платья в стиле, который дал название экспозиции – Ар Деко. Этот стиль родился после Первой мировой войны, когда модельеры стремились при помощи одежды преобразить людей и помочь им забыть мрачные военные годы. Название стилю дала прославленная Международная выставка декоративных искусств и современной промышленности (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), которая проходила в Париже в 1925 году. На этой выставке всеобщее признание получил стиль «а ля гарсон» («под мальчика»): в моду вошёл тонкий юношеский силуэт.

На выставке можно самым пристальным образом рассмотреть наряды в этом стиле: свободные платья с заниженной линией талии и юбкой до колен, где не акцентируются талия и грудь. В этих платьях, богато украшенных бисером, вышивкой, бахромой, сочетаются простые строгие линии силуэтов и роскошь отделки.

В «ревущие двадцатые» в моду вошли танго и чарльстон, фокстрот и регтайм. Платья для чарльстона оставляют полностью свободными ноги и расшиты бисером, благодаря сверканию которого женщина не оставалась незамеченной в полумраке ночного клуба.

Поскольку длина юбок сократилась до колен, важную роль в моде стали играть туфли. Витрины с обувью и аксессуарами слепят глаза, настолько обильно они украшены стразами.


Украшения

Великая Депрессия, начавшаяся в 1929 году, положила конец послевоенному процветанию. В экспозиции представлены «кризисные» платья, которые пришли на смену абстрактному прямому силуэту «а ля гарсон» - чёрные, подчёркивающие естественные линии фигуры.

Платья, созданные в межвоенный период, для меня интересны тем, что сохраняют атмосферу изделий, которые не произведены серийным способом и являются уникальными. И, в то же время, они полностью современны. Любое платье из этой коллекции можно с большим удовольствием носить и сегодня.

Кринолины и тюрнюры: викторианская красота

Правление королевы Виктории длилось долго – с 1837 по 1901 год. Пятьдесят предметов одежды, а также шляпы, зонтики, туфли, сумочки и другие аксессуары позволяют создать представление о том, как одевались женщины на протяжении этого периода и об их образе жизни. Сумрачные залы музея наполнены платьями, которые могли носить Скарлетт О’Хара и Анна Каренина, Одетта де Кресси и Дейзи Миллер.

Древние платья

Здесь, прежде всего – наглухо застёгнутые платья с кринолинами, предполагающие наличие у обладательницы умопомрачительно тонкой, затянутой в корсет талии. Можно только предположить, насколько такие платья ограничивали подвижность женщин и их свободу передвижения.

В конце шестидесятых годов юбки уплощаются спереди и увеличиваются сзади: «Кринолинов уже не носили, и новую моду Скарлетт находила прелестной – перед у юбки был гладкий, материя вся стянута назад, где она складками ниспадала с тюрнюра, и на этих складках покоились гирлянды из цветов, и банты, и каскады кружев».

Нежные постельные тона предвоенных платьев в стиле Арт Нуво, богато украшенные индустриально произведённым кружевом, завершают картину.

Посетить выставку «Мода Викторианской эпохи» - значит, прикоснуться к ткани истории, погрузиться в атмосферу иного времени. Ощутить фактуру изделий, которую более или менее успешно пытаются передать в исторических костюмированных фильмах. Представить себя на месте женщины, которая была скована как одеждой, так и строгими моральными нормами и требованиями приличия. Но, можно предположить, что суровая внешняя оболочка, прежде всего, корсет, во многом способствовала укреплению внутренней твёрдости.


обсудить на форуме
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.90909090909)
оцените статью