Красота по-итальянски: заметки о выставке «Италия, отчизна вдохновенья…»

23.07.2011

Этим летом мы, не покидая Минск, имеем возможность совершить путешествие во времени и пространстве – перенестись в солнечную Италию XIX века.

Красота по-итальянски: заметки о выставке «Италия, отчизна вдохновенья…»

До 4 сентября в Национальном художественном музее проходит выставка «Италия, отчизна вдохновенья…». Выставка включает в себя картины русских художников, получивших возможность работать в Италии благодаря стипендии, которую предоставляла своим лучшим выпускникам Академия художеств для продолжения обучения в Европе.

Собрание русского искусства в Национальном художественном музее – весьма внушительное. Некоторые музейные сотрудники даже утверждают, что это – третья в мире по значимости коллекция (после Третьяковской галереи и Русского музея). Собрана эта коллекция стараниями Елены Васильевны Аладовой, которая была директором музея с 1944 по 1977 год. В те годы музей хорошо финансировался, государство выделяло значительные средства на закупку произведений искусства. Аладова много ездила по СССР, её любили и уважали в художественной среде, многие частные коллекционеры продавали картины именно ей. Значительная часть коллекции хранится в запасниках музея. На протяжении нескольких месяцев мы имеем шанс созерцать несколько подлинных шедевров, которые не входят в постоянную экспозицию музея.

Щедрин. Замок святого ангела

Название выставке дала строка из стихотворения русского поэта-романтика Дмитрия Веневитинова, прожившего всего лишь двадцать один год. Есть в этом стихотворении и такие строки об итальянской земле:
«И твой восторг, полуденный твой жар
Прольет и жизнь, и песней сладких дар
В холодный ум и в северную душу».

Можно сказать тоже самое и о выставке, которая способна настроить даже скептически настроенного зрителя на романтический лад. Экспозиция занимает всего лишь один зал, но является очень насыщенной. Представленные здесь картины лишены психологической глубины. Но эти произведения имеют другие неоспоримые достоинства. Италия предстаёт как рай на земле. Художники делятся с нами радостью любви к природе и архитектуре, упоением яркими южными красками, передают присущее итальянцам умение наслаждаться каждым мгновением жизни. Это - роскошная живопись.

Невольно закрадываются мысли о том, за какую сумму на аукционах Сотбис или Кристис ушло бы, к примеру, внушительное полотно Айвазовского «Лунная ночь в Амальфи с группой бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж». Сложно представить себе что-нибудь более романтичное, чем это изображение морского берега, озарённого потоком лунного света. Реальный вид преобразован фантазией художника и передаёт его внутренне состояние - возвышенные переживания небывалой силы.

Айвазовский. Лунная ночь в Амальфи с группой бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж

Можно снова процитировать стихотворение Веневетинова:
«Там гордо я душою воспарю
Под пламенным необозримым сводом.
Как весело в нем утро золотое
И сладостна серебряная ночь!»

Значительное место среди «картин Италии» занимают изображения её прекрасных обитательниц: чёрные волосы, чёрные глаза, плавная округлость форм, красные бусы.
Две юные итальянки, блондинка и брюнетка, ведут неспешную доверительную беседу среди пышной природы на картине Пимена Орлова «У колодца». Можно предположить, что их речь журчит так же, как струйка воды в роднике, из которого они черпают воду.

Пимен Орлов. У колодца

Не совсем понятно, почему так тоскливо-встревожена молодая женщина на картине Ореста Тимашевского «Итальянка с ребенком». Возможно, обмякший в её руках пухлый с кудрявыми светлыми волосами малыш серьёзно заболел. Скорбные глаза матери наполнены слезами.

Орест Тимашевский. Итальянка с ребенком

Не менее проникновенно смотрит на зрителя героиня этюда «Римлянка» для так и не написанной картины Ге «Смерть Виргинии». Подобные чёрные влажные глаза в литературе, кажется, принято сравнивать с глазами молодой лани.

Этюд Римлянка из картины Ге "Смерть Виргинии"

Картина Федора Моллера «Поцелуй» рассказывает нам не только о красоте, но и о добродетельности итальянских девушек. Героиня целомудренно пытается оттолкнуть своего чересчур пламенного воздыхателя.

Федор Моллер. Поцелуй

Среди женских образов нашлось место и для изображения нежной тёмно-русой соотечественницы. Персонажи картины Пимена Орлова «Портрет Л.И. Лорис-Меликова с женой и итальянским мальчиком» Лорис-Меликов и его юная супруга счастливы и упоены как друг другом, так и окружающей их атмосферой. Можно предположить, что художник запечатлел молодожёнов во время свадебного путешествия.

Пимен Орлов. Портрет Л.И. Лорис-Меликова с женой и итальянским мальчиком

«Италия – это сон, который возвращается до конца жизни», - любила повторять Анна Ахматова. На выставку «Италия – отчизна вдохновенья…» хочется возвращаться снова и снова, чтобы, благодаря русским художникам, вновь и вновь наслаждаться красотой итальянских пейзажей и архитектурных памятников, поэтикой руин, и, конечно же, прелестью итальянских женщин.

обсудить на форуме
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
оцените статью