Картофельные мифы в белорусской культуре: в поисках национальной идентичности

06.06.2011

Согласно широко распространённому мнению, нашедшему своё отражение в Википедии, «в меню, культуре и сельском хозяйстве белорусов по ряду причин картофель традиционно занимает более значительное место, чем у соседних народов».

Картофельные мифы в белорусской культуре:   в поисках национальной идентичности

Также с белорусским словом «бульба» связано «подчёркнуто оскорбительное прозвище белорусов «бульбаши».

Каковы корни этого мифа и является ли прозвище «бульбаши» оскорбительным? Какими смыслами в белорусской культуре нагружен картофель (по латыни Solanum tuberosum) – многолетнее клубненосное травянистое растение из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae)? Каким образом «картофельные мифы» участвуют в конструировании белорусской национальной идентичности? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Картофель и белорусский «низовой миф»


Как пишет французский историк Бродель, картофель завоевал Европу к концу восемнадцатого столетия, став основным продуктом питания деревенских жителей. «Картофельная революция» совершилась во многом благодаря тому, что картофельные поля не так повреждались в ходе военных действий, как поля пшеничные. Поскольку картофель интенсивно поглощали, в основном, деревенские жители, он долгое время считался «nourriture vulgaire» («вульгарной пищей»), то есть, простой, грубой едой для черни. Не случайно в романах Бальзака картофель в простонародье называют «свинячий апельсин».

Подобное представление о картофеле можно связать с так называемым белорусским «низовым мифом», о котором пишет в своей книге «Код отсутствия» белорусский философ Валентин Акудович. Согласно Акудовичу, создателем «низового мифа» является поэт Францишак Богушевич. Богушевич представил белорусов как крестьянскую нацию, угнетённый народ, а Беларусь как «страну гнилых хаток и глупых как ворона мужиков». Наряду с картофелем в качестве поддерживающих этот миф культурных стереотипов можно, вслед за Акудовичем, упомянуть «колтун на голове полешука», «пять ложек затирки», «лапоть деда Талаша» и проч.

Очевидно, что авторы статьи в Википедии неосознанно ориентируются именно на этот шлейф культурных значений, отсюда и взялась нотка презрения. В таком контексте, приписывая белорусам склонность поедать картофель в огромных количествах, тем самым представляют белорусов как нищую крестьянскую нацию.

Картофель и национальное самоутверждение


Вадим Деружинский, один из авторов книги «История имперских отношений: беларусы и русские, 1772-1991 гг.» в разделе «Разные национальные кухни» утверждает, что миф, согласно которому белорусы не могут прожить без картофеля ни одного дня, появился в России в 18 веке. Этот миф, по Деружинскому, обязан своим происхождением русской православной церкви. Приведём эту версию возникновения прозвища «бульбаши» в оригинале, здесь важны не только факты, но и авторский стиль и риторика:

«Когда Россия в конце XVIII века захватила ВКЛ, обнаружилось, что белорусские крестьяне в массовом порядке выращивают картофель (бульбу), официально запрещенный России московскими церковными иерархам как «бесовское яблоко» и «яблоко латинян».

Почему московские попы «ополчились» на картошку — это другая тема, но факт в том, что они ее в России официально запрещали. В своих обращения к пастве попы утверждали, что католики хотят уморить православных, заставляя их выращивать «ядовитый плод».

Белорусы (литвины) придерживались не московского варианта христианства, а православной веры Киева (тогда уже униатской), которая ничего против картофеля не имела. Так «вопрос картошки», запрещенной церковью в России, стал своего рода идеологическим жупелом.

Именно московская церковь внедрила термин «бульбаш» — как название еретика-униата, поедающего запрещенный «латинский плод». В сопредельных с Беларусью губерниях Российской империи врали, что униаты едят «латинский плод» и от него «мрут, как мухи». Мол, это им, бульбашам, наказание свыше за униатство. Так и распространилась среди россиян кличка «бульбаши». Она не имеет отношения к кулинарии, так как наш народ ел картошки не больше, чем поляки или немцы.

Конец этой вакханалии идиотизма положили статьи российских учёных, опубликованные в Петербурге. Они доказывали, что картофель вовсе не ядовит, а его внедрение в сельское хозяйство России даст огромные плюсы — на примере Германии и других стран, где картофель стал одной из главных культур сельского хозяйства. Эти доклады возымели действие. По просьбе Российской академии наук Екатерина II распорядилась прекратить выступления против картошки и начать освоение этой культуры в России. Шабаш вокруг потребления белорусами картошки закончился, но оставил след в форме клички».

Вне зависимости от того, верны или нет представленные здесь исторические факты, очевидно, что автор ставит перед собой определённые идеологические задачи.

Во-первых, доказать, что белорусы – европейская нация. Деружинский постоянно подчёркивает, что, по сравнению с бестолковой отсталой Россией, территория Беларуси была значительно более прогрессивной и просвещённой. Белорусы раньше разобрались с тем, что картофель является питательным и не является ядовитым. Кроме того, униатские священники, в отличие от дремучих (согласно Деружинскому) московских попов, поддержали белорусских крестьян в деле выращивания сытной и полезной картофельной культуры.

Во-вторых, отмежеваться от России, представленной в негативном ключе. Деружинский акцентирует культурные отличия белорусов от русских, в том числе, в вероисповедании. Кроме того, подчёркивается, что Россия осуществляла репрессивные действия по отношению к белорусской культуре.

Автор «Истории имперских отношений» обращается к картофелю для того, чтобы утвердить Беларусь в качестве европейской территории, которая была колонизирована Российской империей. Иронически-саркастическое «бульбаш» приобретает здесь скорее положительное значение.

Картофель и маркетинг


Пока историки разбираются с тем, откуда взялось прозвище «бульбаши», белорусские производители спиртного, осознавая, что «общественность соседних стран, в первую очередь России, продолжает рассматривать Беларусь сквозь призму старых мифов и догм», давно уже используют прозвище «бульбаш» для продвижения своей нехитрой алкогольной продукции на рынок. Имею в виду известную водку под названием «Бульбашь».

водка Бульбашъ

На сайте завода виноградных вин «Дионис» о настойке «Бульбашъ «Хлебная Люкс» читаем: «Эта настойка – символ достигнутых высот и благополучия». «Бульбаш» предстаёт в традиционном образе крестьянина в украшенной орнаментом рубашке и соломенной шляпе. Крестьянин имеет весёлый лукавый вид, мол, «бульбаш» – парень не промах и уже давно достиг благополучия.

Картофель и традиционная белорусская кухня


Закусывать, распивая «Бульбашь», лучше, конечно же, блюдами из картофеля. В кулинарной книге «Белорусская кухня» 1984 года издания читаем: «Особенно разнообразны в Белоруссии блюда из картофеля, который издавна называют вторым хлебом. Картофельная бабка, комы, драники, запеканки, колдуны, клецки, копытка, пóливка, тушенка». Хочется надеяться, что рецепты копытки и пóливки, не приведённые в книге, всё же не утрачены.

Изучение всех одиннадцати рецептов под заголовком «Блюда из картофеля» в разделе «Традиционные белорусские блюда» позволило сделать незамысловатый вывод, заключающийся в том, что основными ингредиентами традиционных белорусских блюд из картофеля, помимо оного, являются сало и лук. Крупяных блюд в разделе «Мучные и крупяные блюда» насчитывается почти в три раза больше, чем блюд из картофеля, а именно тридцать.

Закончим на вкусной, радостной ноте – на традиционном белорусском рецепте картофельной бабки.

картофельная бабка

Для неё понадобится 10-12 картофелин, 150 грамм солёного свиного сала с прорезью мяса, 2 луковицы, 1 столовая ложка муки и соль. Очищенный картофель нужно натереть на тёрке, добавить к нему муку и соль. Мелко нарезанные кусочки сала и репчатый лук обжарить до золотистого цвета, перемешать с тёртым картофелем и запечь в духовке.

Смачна есцi!

Читайте также:
Пять простых и оригинальных блюд из картофеля



обсудить на форуме
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
оцените статью