Быть поэтом женщине – нелепость…

Анна Ахматова прожила долгую и по-женски несчастливую жизнь – потерявший к ней интерес первый муж Гумилёв, измены, заключение единственного сына, несколько неудавшихся браков… Вместе с тем признание и искусственное забвение, путешествия, знакомства с великими людьми и потеря близких. Но во всех этапах жизни её сопровождала поэзия – её спасение, её основа, её пульс.

Быть поэтом женщине – нелепость…

Она заявила о себе, как первая женщина-поэт нового времени, когда эмансипация позволила ей и поэтическое равноправие с мужчиной. Она одна из немногих женщин, чьё имя не забыто и не утеряно в огромном бурном потоке поэзии «не календарного» ХХ века. Но невозможно понимание её стихов без ссылки на женское начало, восприятие, особое положение хрусталика. По-женски она называла своих поэтических кумиров любовниками, желая быть чувственной даже к бронзовой статуе, пропускать страдания и неживых предметов. Результатом «романа» с Пушкиным стала её муза – смуглорукая, смуглоногая. Какая женщина позволит себе просто наблюдать и восхищаться в стороне, если можно стать главной героиней романа!

Анна Ахматова

Чувственно она пропускала чужие стихи, истории через себя, рождая на их почве свои. Можно ли назвать это версификацией – да, если б эти стихи не были так искусны. Она создаёт цикл о библейских и древних женщинах – до того безголосых – передавая их смущения, терзания, любовь. Да, любовь! Ахматова называла её «пятым временем года», она является центром всех её произведений, любовь-испытание, любовь отречённая, любовь-тюрьма, в которую она идёт добровольно. А как иначе? Что ещё может женщина – только любить. Это её призвание, идея, отрада, оружие и орудие.

Считалось, что Ахматова состоит в акмеистах, которые пытались вернуть (после символизма) поэзии ощущение реальности. Но она была выше рамок поэтического течения, вдохновеннее, чувственнее, ярче. Она состояла вся из русского романа 19 века – из прозы, не поэзии. И часто упоминающаяся в стихах тоска, печаль, жалость – ещё не пессимизм. Ритм схож с народным женским плачем, лирической песней. В конце своей пятидесятилетней творческой жизни она отошла от жанра «любовного дневника, в котором не знала себе соперников» и обратилась к теме судьбы поэзии и поэта.

Анна Ахматова

Все её образы: время сна, тесные юбки, чужие женщины, несытые взгляды, полуденная летняя нега с мушками, болезненная ревность, всё это невозможно представить в стихах другого поэта. Лирика Анны Ахматовой близка не только «влюблённым гимназисткам», как она сама говорила. От неё порой устаёшь, от обилия тонкостей-жёсткостей, но всегда веришь, плачешь и доверяешь.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый -
И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

                           Анна Ахматова

обсудить на форуме
(Голосов: 4, Рейтинг: 3)
оцените статью