Спектакль "Осторожно, женщины!"

23.03.2012

Не упомянуть особу Андрея Курейчика в разговоре о современной белорусской драматургии – моветон. Личность не то, чтобы незаурядная, а почти легендарная.

Спектакль "Осторожно, женщины!"

О фильмах этого небезызвестного сценариста слышали все. “Любовь-морковь” (первая и вторая части), “Юленька”, “Ёлки” собрали в прокате СНГ 62 миллиона долларов. Разумеется, такой успех не может остаться незамеченным… в Голливуде. А начинал 19-летний Андрей со скромной постановки в студенческом театре.

Теперь уже студенческие театры используют его раскрученное имя как беспроигрышную рекламу для своих спектаклей. Так, театральный коллектив Белорусского государственного университета “На филфаке” всегда собирает аншлаги на постановку пьесы Курейчика “Осторожно, женщины”. Комедия пользуется завидным успехом, и пожалуй, самым главным доказательством народной любви является приз зрительских симпатий на фестивале “Куфар-2010”.

Что бы там не говорили, театральная аудитория стремительно молодеет, а вместе с ней эволюционирует и драматургия. Нынешним пьесам присущи две основные черты: вольнодумство и остросюжетность. Это касается и постановок на белорусском языке. Вспомнить хотя бы популярную комедию Дианы Балыко “Ён. Яна. Акно. Нябожчык” или “Інфляцыю пачуццяў” Николая Рудковского. Посему удивляться некоторой скандальности спектакля “Осторожно, женщины” нам не пристало.

Франция. "Осторожно, женщины!"

В центре внимания – молодой художник Серж, неисправимый ловелас, окружённый романтическим ореолом искусства, и три очаровательные француженки, попавшие в его любовные сети. Девушки (студентка Лулу, барменша Жаклин, аристократка Марисабель) даже не подозревают (или не хотят подозревать?) о существовании друг друга. Действия разворачиваются в Париже – городе контрастов. Туристический центр влюблённых, символ роскоши и утонченности, с одной стороны, и скопище пороков и нищеты – с другой. Надо заметить, что автору удалось создать надлежащую атмосферу: французский шарм Марисабель и невинность Лулу переплетается с вульгарностью Жаклин и сладострастием Сержа.

Стоит сказать, что характеры, выработанные проницательным, ироничным драматургом, весьма гиперболизированы. Это и придаёт спектаклю неповторимый комизм. Каламбурные реплики выдают в Андрее Курейчике талантливого филолога: “Я сказал, что я люблю тебя, и хочу ответной любви в четверг. Ты помнишь, ответную любовь мы назначили на четверг”.

“Аппетитная” пьеса значительно выигрывает, если подать её на красивом блюде с правильной сервировкой. Речь, конечно же, о работе режиссёра и актёрском исполнении. Нужно отдать должное харизматичным филфаковцам: свои роли они играют как аксакалы, хотя за плечами театра-студии не так много постановок – около десяти. Вместе с руководителем Верой Машевской ребята отполировали спектакль до блеска: каждая деталь имеет смысл, даже цвета платьев героинь – синий, белый, красный – концептуально напоминает французский флаг. Интимные сцены “припудренные” тонким юмором, ни тени пошлости даже в самых откровенных моментах – вот оно, режиссёрское мастерство.

Пьеса Курейчика – это гимн женщинам, непредсказуемым и доверчивым, мстительным и наивным, покорным и взбалмошным. Это своеобразное “извинение” за мужскую полигамность и восхищение женской преданностью. Это попытка (и удачная попытка) посмеяться над тем, что обычно вызывает слёзы, – над изменой, ложью и лицемерием. И, конечно, это умопомрачительная комедия, лейтмотивом которой звучит финальная фраза Сержа: “Если хотите попасть в Ад, сведите трёх женщин вместе”.

Женщины – удивительные создания.

Они скорее поверят совершенно идиотским басням,

чем собственным глазам.

(“Осторожно, женщины”, акт 1, действие 3)


обсудить на форуме
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
оцените статью