И картины вышиваем, и малыша развлекаем

18.12.2013

Скажу сразу: в статье – опыт только мой, поэтому за него я могу смело отвечать. Конечно, все дети разные (кажется, эта фраза уже становится моей личной мантрой), но, возможно, вы найдете для себя что-то полезное.

И картины вышиваем, и малыша развлекаем

Когда ребенок был совсем маленьким (а сейчас ему уже почти год), я вышивала без особенных проблем – во время его дневных снов. Пока он не начал ползать, у меня даже не возникало мысли о том, что вышивать можно и во время его бодрствования. Но около четырех его месяцев (как раз с началом его перемещения по-пластунски) эта крамольная мысль все же в мою голову закралась.

Первое знакомство

Главное, что я усвоила, - то, что ребенка почти не интересуют знакомые вещи. Именно поэтому он тянется к вещам взрослых, и равнодушен к большей части своих игрушек: первые представляют собой что-то новое, неизвестное, и – главное – недоступное, в то время как вторые не только изучены, но и постоянно под рукой. Означало это лишь одно: Ване предстояло знакомство с вышивкой.

нитки для вышивки

Очередную начатую картинку я ему и вручила, разрешив трогать, гладить, мять, ковырять и вообще вытворять с ней все, что угодно. Причем для начала при нем сделала несколько стежков (обозначила, что вещь эта – моя, и пробудила в нем интерес), и лишь потом, с неохотой, «уступила» ее ребенку. Важно: иголку я, разумеется, сразу вынула и убрала.

иголки

Надо сказать, что к вышивке он отнесся трепетно – мять не стал, зато очень бережно гладил, особым удовольствием, которое приносит радость до сих пор, – проводить пальчиком по границе вышитого и невышитого участка (вот вам и дополнительное развитие мелкой моторики, и новые тактильные ощущения, кстати). Минут через пять вышивку мы убрали – чтобы вернуться к ней на следующий день.

Продолжение

Назавтра процедуру повторили, но я уже сделала пару стежков и после того, как ребенок согласился отдать мне вышивку. Вопреки опасениям, иголка его не заинтересовала вовсе. Еще несколько дней мы повторяли ритуал: Ваня ползает, я достаю вышивку, делаю пару стежков, даю ему потрогать канву, еще пару стежков, - и вышивка убирается.

 Приблизительно через неделю я смогла вышивать уже минут десять – пока ребенок был занят игрушкой или слушал стихи, я, сидя рядом с ним на полу, могла заняться своим делом. Надо сказать, что ритуал у нас сохранился до сих пор: перед тем, как приняться за вышивку, мне приходится получить высочайшее одобрение – ребенок ощупывает канву, и лишь потом я могу браться за работу.

вышивка

Законы и правила

Сейчас я свободно посвящаю вышивке до часа – полутора в день, и все – в то время, когда ребенок бодрствует. Ниже – некоторые изобретения, подсказки и правила.

•    Нитки я ребенку в руки не даю категорически. Только если за один конец держится он, а за другой – я. В свободном доступе ниток тоже нет – ни резаных, ни в мотках, ни в клубках.
•    А вот иглу я подержать разрешила. И даже разрешила потрогать острый кончик (игла вышивальная – тупая, пораниться ей почти невозможно). Зато так я смогла объяснить, что это «больно», а значит – «опасно».
•    Ребенок должен понимать, что в первую очередь вы заняты им, а вышивкой – лишь во вторую. Поэтому, когда я вышиваю, то постоянно разговариваю с ним. Рассказываю стихи, называю предметы, которые он берет, предлагаю варианты игры («Возьми красное колечко от пирамидки», «Давай поиграем с сортером», «Давай будем читать – принеси, пожалуйста, книгу» и т.д.). И, если ему вдруг что-то нужно – скажем, поиграть в другом месте или просто прийти и залезть ко мне на колени, - вышивку я откладываю сразу.

Igry_s_malishom.jpg

•    С ножницами ребенок пока не знаком – видел лишь издали, а чтобы обрезать нитку – я ухожу к столу, и делаю это вне видимости малыша (заодно и занятия физкультурой).
•    Главная проблема была со схемами – их Ване очень хотелось присвоить. Пришлось клеить их скотчем к мебели чуть выше уровня собственных глаз – так, чтобы ребенок не дотянулся. Довольно быстро они его интересовать перестали.
•    Кстати, так же – скотчем к мебели – можно прикрепить и подушечку для иголок, или повесить ее на какую-нибудь ручку. Но так, чтобы ребенок не смог дотянуться.
•    Да, в выборе дизайнов сейчас я несколько ограничена – это или монохром (не нужно следить за переходом цветов, не нужно носить за собой органайзер с нитками, легко быстро сориентироваться по схеме), или те наборы, на которых рисунок (вернее, схема) уже нанесен на канву. Во втором случае необходимость в схеме отпадает, да и шансов запутаться почти нет.
•    От работы на станке тоже пришлось отказаться – во-первых, при игре и общении с ребенком желательно находиться с ним на одном уровне, а сидя за станком этого не получится, во-вторых, малыш станок просто уронит, или, что хуже, перевернет на себя.
 
станок для вышивки

•    Зато очень пригодится домашняя одежда с карманами – в них удобно складывать обрезки нитей, чтобы потом их выбросить.
•    Конечно же, без присмотра ни одна вещь – ни сама вышивка, ни пяльцы, ни, тем более, иголки или ножницы наедине с малышом не оставляются.
•    Очень спасают выученные наизусть стихи – ребенок перелистывает страницы, а я «читаю» - то есть, по сути, рассказываю ему все по памяти.
На данный момент на Ванином счету одна мятая схема и одни сломанные пяльцы (уж очень активно он рассматривал вышивку).

вышивка

Зачем мне нужно вышивать в то время, когда ребенок не спит, если можно это сделать в течение дневных снов?

Ну, во-первых, в это время я делаю ту работу, которую не могу выполнить вместе с Ваней – скажем, глажу (уборка и готовка у нас проходят дружно, а вот с глажкой ребенок не может смириться).

Во-вторых, мне хочется приучить его к мысли, что у взрослых тоже есть и работа, и увлечения, на которые им нужно время. Именно поэтому мы и пироги вместе печем, и раковины моем, и картинки вышиваем.

Ну, и в-третьих, в то время когда я не занята с ребенком активной игрой, то есть ничего не строю, не леплю и не собираю, - мне не хочется просто сидеть с ним рядом, становится жаль времени, ведь ему тоже нужно время на самостоятельные занятия. В то же время уйти, например, за стол, я тоже не могу, потому что по-другому у ребенка игры, даже самостоятельной, не получается, - только в моем присутствии, пусть и за его спиной.

обсудить на форуме
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
оцените статью