Елена Масло

12.05.2011 00:00

Писательница-сказочница, журналистка, главный редактор журнала для детей и подростков «Бярозка» Елена Масло старается жить так, чтобы было как можно больше поводов для праздника. Поскольку радоваться жизни – это ее кредо.

Елена Масло

Она родилась в деревне Милашово, что на Витебщине. Ее папа – учитель русского языка и литературы, а мама – учительница белорусского языка и литературы. В детстве Елена была организатором различных походов и строительства шалашей, а еще – большой мечтательницей: ночью не спала, представляя, как путешествует в космосе, размышляла, какие желания выберет, если найдет волшебную палочку.

Елена рано начала писать и публиковаться в периодических изданиях, и точно знала, что хочет стать журналисткой. А богатая фантазия и накопленный жизненный опыт помогли ей раскрыть в себе еще и удивительный дар сказочницы. Она – автор книг “Рождество у крёстной”, “Таямніца закінутай хаты”, “Вандроўка з божымі кароўкамі”, ряда публикаций на тему белорусской детской литературы. Ее семья сегодня – это муж и двое взрослых детей. По характеру Елена неисправимая оптимистка. Она любит доверять людям и отыскивать в них лучшие качества, а еще – греться на южном солнце, купаться в море и собирать клюкву. Она считает, что своей деятельностью люди должны украшать жизнь, постоянно создавая повод для праздника.

Послушать интервью с Еленой Масло:



- Елена, познакомьте нас со своей чудесной квартирой!

- В нашей квартире много вещей настроения. Например, коллекция кукол (обрядовые, игровые, обережные) – это мое недавнее хобби, которое началось после посещения выставки кукол. Когда делаешь кукол – в каком бы настроении ты не был – но к концу изготовления куклы ты становишься как ребенок, появляется улыбка, это своего рода психотерапия.

Также у меня есть маслобойка – такая фамильная, гербовая вещь. (Смеется.) Я ведь осталась на своей девичьей фамилии, поэтому это символичная для меня вещь, которую я очень люблю, она также украшает квартиру. Еще одно мое увлечение – я разукрашиваю бутылки. Конечно, это всё на любительском уровне, чтобы поднять настроение себе и другим, занять свободное время, освоить что-то новое. А когда вышла моя детская книжка «Вандроўка з божымі кароўкамі», мне начали дарить божьих коровок, они живут у нас по всей квартире и все они разные. Мне они очень нравятся: такие миролюбивые и таинственные, они носят конфетки, хлеб с неба и мне почему-то кажется, что и в наш дом они приносят атмосферу сказочности. Я вообще думаю, что мои домашние очень поблажливо ко мне относятся: не знаю, выдержала бы я, если бы кто-то рядом коллекционировал столько разных существ!

- Наверное, ваши домашние тоже очень творческие люди?

- У моего мужа хобби – рисование. Правда, это хобби подкреплено еще и образованием – он окончил художественную школу, но по профессии физик. Вообще, в нашей семье есть традиция: мы всегда перед Новым годом делаем подарки близким людям своими руками. И хотя времени на это не хватает, но в памяти всегда остается именно подготовка к празднику. И с этого года мы будем стараться более интенсивно готовиться к Новому году. У меня в прихожей стоят веточки, собранные на Балтике, – это наша будущая елка.

Чем дольше человек живет, тем, мне кажется, он больше осознает, что без своих корней – жить невозможно. И счастливы те люди, которым передается это понимание с раннего детства. В нашей семье всегда было уважение к старшему поколению. И сегодня у меня начинается новая волна интереса к истории. Хотя история – это очень капризная пани и очень сложная, но не знать ее просто невозможно – не ради того, чтобы что-то делить между людьми, а знать свою историю, особенно героическую, чтобы укрепить веру народа (как и веру каждого человека) в свои силы, это помогает с оптимизмом смотреть в будущее. Вообще, я чувствую, что в обществе, особенно у молодежи, повышается интерес к своему. Почему? Беларусь – суверенное государство, мы ведем самостоятельную жизнь. И когда люди бывают за границей и видят, как живут другие народы, естественно встает вопрос «кто мы такие?». Естественно, возникает интерес к истории страны, своего народа. И в журнале «Бярозка», который мне было предложено возглавить, ощущая все эти настроения, интерес молодежи к этой тематике, нам хочется рассказывать не только о современной Беларуси, но интересно, по-современному рассказывать и об истории страны, о личностях, которые являются гордостью нации. Я часто встречаюсь с детьми в школах и библиотеках, со студентами – и очень чувствую эту заинтересованность. И мне кажется, что задача нас, взрослых, просто в популярной форме, современными красками, по-новому подать эту историю. И есть силы, которые это могут делать. Коллектив авторов «Бярозкі» – это молодые люди, профессионалы в своем деле, которые до самозабвения любят свою страну и эту любовь способны передать читателям, потому что они хорошо пишут.

казачніца Алена Масла

- А когда вы начали писать сказки? И почему именно сказки?

- Со сказками у меня очень интересно получилось. Я вообще очень рано начала печататься, с 10-ти лет точно. Я знала, что хочу быть журналисткой. Я печаталась и в своей районной газете, и в республиканских изданиях, и в журнале «Бярозка», где были опубликованы мои сказки – это было в 80-х годах. Но я не могу ответить на вопрос, почему именно сказки. Как к поэтам приходят стихи, так ко мне приходили сказки. Вот появлялся сюжет, и я садилась и записывала – это было с раннего детства. Однако, став взрослой, я долго не обращалась к сказочному жанру. А потом появилась семья, и я должна была большую часть времени отдавать детям. Во всяком случае, я так думала – что это живое дело, дети – это святое, и если ты где-то что-то не доделал – будет время доделать, а дети – это как цветы. Цветок не будет расти, если его не польешь, не подкормишь, а ребенок – он требует постоянной поддержки. Соответственно, я много времени уделяла семье: когда надо было – уходила с работы, когда детки были маленькие. Но творчески хотелось работать! А литературная работа – это то, что можно делать дома. И так я снова, потихонечку, стала возвращаться к сказкам. Был у меня такой порыв, что за полгода у меня вышло сразу две книги.

беларуская пісьменніца-казачніца Алена Масла

Понимаете, у сказки такая богатая палитра, она позволяет так много сделать! Когда пишешь сказку – у тебя может заговорить и фикус, и бутылка. У меня, кстати, есть одна сказка «Сок альясу» – это история про старое растение альяс, которое перевезли из деревенского дома в город. В сказке действуют растения, но тому, кто читает, совершенно понятно, что это рассказ – о старенькой бабушке, которую ее городские дети забрали в городскую квартиру, и как она там себя чувствует. И как горделивые орхидеи стали выживать этот альяс и стыдиться его простоты…

Сказка для меня – это не то, что просто придумывается. Сказка для меня – это то, что собирается по жизни, в жизненных ситуациях, созревает в душе и сердце, а потом просто в сказочных образах выходит на бумагу. И, соответственно, я не могу для себя лично делить сказки на детские и взрослые. Понятно, что есть сказки, написанные в легком для восприятия стиле, допустим, народные сказки, те же «Курочка Ряба» или «Колобок». Но тот, кто изучает сказки, знает, сколько философского смысла в них заложено. Поэтому сказка – это жанр и для взрослых. В хорошей сказке всегда должны быть и символы, и аллегории, и всегда какая-то зашифрованная философия, которая побуждает к размышлению о жизни. Конечно, у меня есть вещи специально для детей, но в основном мои сказки вневозрастные – как для детей, так и для взрослых.

- Что для вас творчество?

- Вообще, когда наступает тот момент, что ты садишься и записываешь, когда вот этот сосуд наполняется настолько, что ты можешь вылить его в форму сказки – это, видимо, загадки творчества. Вдохновение – это капризная вещь, оно приходит, когда захочет и требует от тебя полной самоотдачи, и если ты не успел записать – всё, ты уже не сядешь и не напишешь. Я сама на себя обижена за недавний случай. Две ночи назад мне приснился готовый сказочный рассказ, он был настолько яркий, что я проснулась. Но вместо того, чтобы всё от начала до конца записать, я поддалась лени, подумав, что не забуду ни слова, и снова заснула. А утром я не вспомнила ничего, кроме того, что мне что-то снилось. (Смеется.) Вот в таком виде ко мне приходило вдохновение, а я им пренебрегла, за что и поплатилась.

У меня хоть и прозаические вещи, но, видимо, я их пишу так, как поэты пишут стихи. Конечно, есть такие моменты, когда надо сесть и редактировать. Но мне необходимо, чтобы меня целиком захватил этот настрой, поэтому мне кажется, что сравнение творчества с переполненным сосудом – самое лучшее. Надо дойти до такого состояния, когда ты уже больше не можешь молчать. Для меня это правильно. Классик сказал – «если можешь не писать – не пиши». Действительно, можно, владея некоторыми приемами, сесть и создать нечто. Но всё уже создано, и в литературе в частности, поэтому ценность имеют не то чтобы личные переживания и чувства, а именно вовремя пойманная и умело переданная энергетика, жизнеутверждающая. И если тебе это удалось в своем произведении – значит, ты что-то сделал. Я так воспринимаю творчество.

Очень интересная ситуация бывает. С одной стороны, ты хозяин своего творения, но с другой стороны, вдруг то, что ты создаешь, начинает главенствовать над тобой: герои начинают жить самостоятельной жизнью и руководить ситуацией. Так бывает не всегда, но часто. Творческая работа в этом смысле насколько вдохновляет, настолько же и требует полной самоотдачи и самоорганизации. Бывает, что ты написал вещь и уже лежишь пластом. (Смеется.) Но самая лучшая награда за это – когда человек прочитал твою книгу и говорит, что она его тронула. Эта такая радость, именно спокойная радость – не от того, что ты такой умник, а от того, что в эту копилку каких-то светлых чувств маленькую скромную капельку внес и ты.

Творчество – это как возможность полета. Творчество – это как крылья. Это возможность, с одной стороны, вырваться из повседневности, но, с другой стороны, эту самую повседневность превратить в праздник. Я не люблю разделять быт и праздник. Мне близка философия, что своей деятельностью мы должны украшать повседневную жизнь, создавать повод для праздника. Но работа, быт – это то, в чем проходит 90, а может и 100 процентов нашей повседневной жизни. И надо так всё поставить, чтобы и на работе ты творчеством занимался, т.е. отношение к своей работе – это тоже творчество. Если творчество понимать многогранно, то жить становится легче. Потому что если воспринимать творчество только как «я могу сесть за стол и писать» – это невыносимо. Потому что времени мало, и всегда надо его либо выкраивать, либо ты чувствуешь вину за то, что все-таки не нашел время и не посидел за письменным столом. И когда-то, уже давно, я поняла: для того, чтобы не заниматься самоедством от того, что ты не успел то или это, просто не надо сужать себе эту тропинку творческую. Творчески можно подойти ко всему. И к моему нелюбимому, кстати, занятию – уборке в квартире. Но когда я вдохновляю себя на этот подвиг (убирать-то все равно надо), настраиваю, что это я делаю для моих любимых людей – и, смотришь, такая занудная работа делается творчески. Творчество, я думаю, это поиск возможностей для создания праздника – для себя и для тех, кто рядом.

- Семья – это творчество?

- Это самый ответственный кусок творческой жизни. И очень хрупкий. Потому что это самые близкие люди, для них хочется сделать всё наилучшим образом, но, вместе с тем, именно потому, что это самые близкие люди – они от тебя и больше всего получают какого-то негатива. Но, видимо, это и нормально. Мы – дружная семья, мы создаем не только позитив, но делимся и своими переживаниями, отрицательными в том числе. В семье может быть разное: это живые люди со своим настроением, у которых за день может произойти всё что угодно и это всё несется в дом. Но задача тех, кто живет под одной крышей, любую ситуацию сводит к тому, чтобы в итоге тебе было комфортно тут жить и хотелось сюда приходить, чтобы ты свой дом воспринимал как крепость, как укрытие от жизненных непогод. И в этом смысле еще о-го-го какое творчество надо проявлять!

Может это и плохо, но мои домашние всегда знают, чем я живу на работе. Но меня муж выслушивает больше, чем я его (Смеется.) И когда мне нужна помощь по работе (например, в организации творческого мероприятия), я подключаю своих детей, они к этому уже привыкли. В свою очередь, и мы с мужем участвуем в каких-то проектах детей. И вот это совместное участие дает возможность не разделять работу, творчество и семью. А жить вместе какими-то делами.

Крёстной в своем творчестве я считаю Астрид Линдгрен. Почему так случилось? Ну, люди все разные. Я – человек боевой, овен, да еще и родилась в год козы, но в отношении своего личного творчества у меня была какая-то неуверенность. Наверное, любой творческий человек беспокоится о том, как его оценят. А это еще был период, когда я вынуждена была уйти с работы, потому что дети маленькие были. И вот как раз в это время нас пригласили в Швецию. У меня осталось много впечатлений от этого путешествия, но больше всего меня впечатлило то, что Швецию без преувеличения можно назвать империей Астрид Линдгрен, насколько там ее любят и воспитываются на ее сказках. Но самое главное, о чем я не знала (просто не вникала в подробности биографии), что эта писательница с очень непростой творческой судьбой. «Пеппи – длинный чулок» – это ее вторая книжка, а первая «Бритт Мари изливает душу» была написана, когда Астрид было 37 лет. Она одна растила сына, потом вышла замуж – у нее родилась дочка, и со здоровьем там было всякое… У каждого, наверное, наступает тот момент, когда мозаика складывается. Так и я в тот момент осознала, вдохновившись примером Астрид Линдгрен, что никогда не поздно начинать. Этот урок можно было и в другом месте получить, но у меня так сложилось. И всё, что у меня было, я собрала, дописала, организовалась, сжало свое сердце в кулак, потому что в издательство мне было очень страшно идти. Поэтому «Пеппи – длинный чулок» у нас в доме всегда стоит на почетном месте!

- А если у вас что-то не складывается – в работе и вообще?

- У меня были разные ситуации в жизни, когда казалось, что я самый несчастный человек на свете, но у меня есть такая особенность характера – я как птица феникс. Я считаю, что с проблемой надо переспать ночь, пережить ее, а утром я снова готова к боевым действиям и снова у меня оптимистичный взгляд на жизнь! (Смеется.)

Елена Масло, фото Егора Войнова

Фото Егора Войнова

- Что для вас счастье?

- Сложная тема – про счастье рассуждать… Знаете, в детских дневниках мы писали «счастье каждый понимает по-своему». (Смеется.) Но, видимо, таким существенным моментом счастья для меня является способность уметь с оптимизмом смотреть в завтрашний день. Я, конечно, не хожу и не думаю, счастлива я или нет. Счастье – это когда все дома, когда все родные люди рядом и все мы дружим – тут, вместе, на этой земле. Счастье – это когда ты думаешь, что всё лучшее еще впереди (несмотря на то, что годы проходят). Это не просто вдохновляет, это дает ежедневные силы делиться радостью с людьми, а также переживать неприятности, сложные ситуации, если они случаются. Потому что жизнь суетливая, особенно в городе, а это требует большой затраты психических сил. Кстати, я давно живу в городе, но городским человеком себя не ощущаю. Город для меня стал своим, потому что тут много моих друзей, возможностей заниматься любимым делом, тут у меня своя тусовка, творческие контакты, в конце концов, тут росли дети – я уже привязана к городу. Но в моих мечтах – хотя бы немножко пожить на острове посреди белорусских болот. Помните, как в сказке «О царе Салтане» – «Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана»… Вот.

Беседовала Екатерина Сушкевич, автор и ведущая программы «Город женщин» на радио «Культура», 102, 9 FM

обсудить на форуме
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
оцените статью

Не указан форум для отзывов.