Новости
Решит ли главную проблему общероссийский дресс-код?
Добавлено: 22.01.2011
Время от времени в новостях появляются сообщения, что где-то введен дресс-код, где-то запретили или разрешили носить хиджаб и т.д. Вопросы и проблемы дресс-кода не обошли стороной и Россию.Недавнее предложение главы синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина ввести общероссийский дресс-код вызвало громкий общественный резонанс.
Не осталось практически ни одного СМ?, которое так или иначе не отреагировало бы на это высказывание. Оценки предложения о. Всеволода сразу поляризовались на одобрительные и резко негативные. Почему этот простенький и по сути платочно-юбочный вопрос находит такой живой отклик? Значит, в этом есть что-то, что очень болит? Но что? Попробую выяснить суть проблемы.Согласно Библии, женщина и мужчина были созданы по образу Божию, но созданы разными. Мужчина был создан управлять ?скотами?, ?птицами? и ?зверями полевыми?, а жена была создана как его помощник. ? даже после грехопадения эти отличия сохранились.
На мой взгляд, за образец женщины и женственности следует брать образ Девы Марии. Чему можно научиться, глядя на Ее жизнь? Ее женственность отдающая, смиренно подчиняющаяся, принимающая и сохраняющая. Она полагается на решение мужчин, ее окружающих, и не боится довериться и подчиниться. В Евангелии нет эпизодов, где она была бы активно протестующей, требующей, проповедующей, устанавливающей общественные нормы и соперничающей с кем-то. При этом она не безразлична к происходящему, но ее действия имеют под собой в качестве движущей силы очень женские и мягкие предпосылки: любовь к людям, жалось и заботу.
Женщиной в современном мире быть страшно. Для этого надо принять себя в том числе и слабой, ведомой, уметь подчиниться и довериться. У очень многих женщин есть опыт, когда слабость была опасной, а доверие было обмануто. Поэтому возникает желание попытаться отрезать от себя эти пугающие части, отказаться от своей женской сущности и создать образ сильной и самодостаточной женщины. Но только это неправда и на поддержание этой иллюзии уходит масса сил.
Проблема при этом заключается не просто в нежелании и страхе женщин быть женщинами. Она имеет еще и социальный аспект. Так получилось, что история XX века в России, Беларуси и Украине поставила женщин на роль мужчин. Мужчины гибли в войнах, были репрессированы. Женщинам пришлось не жить, пытаясь найти себя, а жестко выживать и спасать себя и детей от голодной смерти. При этом традиционные ниши, где в обществе обычно действуют мужчины, были заняты женщинами. В результате социально-культурные половые роли ? мужественность и женственность смешались между полами.
Мужчина становится мужественным, а женщина ? женственной, смотря на то, как поступают их родители и как принято в данном обществе. Дети женщин, занявших мужские роли, уже не могли вернуться к заложенному в их бабушках и дедушках, так как перед глазами просто не было образца.
На первый взгляд, в том, что человек не понимает и не принимает свою половую индентичность, нет ничего страшного. Однако, задача человека в жизни - понять и исполнить волю Бога о себе. При этом человеку изначально при рождении дается пол и связанная с этим идентичность. Неприятие того, что ему дано от рождения, отсутствие смирения с этим приводит к тому, что человек противится Богу. А это никогда не позволяет стать цельным и реализовать те таланты, которые даны от Бога, жить полной жизнью в мире с собой и окружающим.
Кроме духовных последствий, у отказа от женственности есть и вполне бытовые и психологические. Женщина, ставшая на место мужчины, давящая его тотальным контролем, не оставляет мужчине возможности быть мужчиной и начинает с ним конкурировать, а не соработничать. ?з-за этого люди не достигают в семье полноты, не сливаются в единую плоть, а начинают разрушать и использовать друг друга: ?все мужики - козлы?, ?им только одного надо? против ?все бабы - дуры?. Отсюда и те ?крысиные разводы?, про которые пишет отец Всеволод.
Это состояние разрушает женщину, создает внутри колоссальное эмоциональное напряжение. Мужчину же это приводит к ощущению ненужности, потери мужественности и, в итоге, к ненависти к женщине, которая видится ему причиной и источником этого ощущения. Возможно, это во многом является причиной того, что так много мужчин прячется от жизни и от тех женщин, которые рядом, в алкоголь и/или срываются и прибегают к насилию.
Отказавшись от присущего своему полу, человек теряется, не может понять, кто он, а такое положение очень мучительно. Человек отказался от себя, но не всегда это осознает и пытается из этого состояния выбраться: у него нет мира в душе, он отдаляется от Бога в своем протесте и страхе быть и жить. Так как Бог - источник жизни, то внутри начинает зиять пустота. Женщина пытается ее заполнить, но не может принять себя в роли женщины и идет по простому, внешнему пути.
Отсюда и появляется нарочито женственная внешность, то, что называют ?клоунской раскраской? и нескромной одеждой. Это не столько попытка соблазнить мужчину и женить его на себе, это, в первую очередь, попытка найти себя, успокоить тревогу и страх, доказать себе, что ты женщина. Женщина пытается хоть как-то вернуть женственность. Но ухватить это ощущение она, как Алиса, падающая в кроличью нору, не может и лихорадочно заполняет эту пустоту падения вниз чем-то внешним. Она принимает жажду внутреннего за необходимость изменить и сделать более ?женственным? внешнее.По сути, выступление отца Всеволода - попытка указать на существующую в обществе проблему. При этом я не вижу возможности решить эту проблему, изменив лишь внешность и введя дресс-код, так как проблема идет изнутри.
Возвращение к себе, к целостности и к Богу идет через огромную душевную работу, через разбор своей внутренней бесполости и смешанности женского и мужского на кирпичики, их составляющие, и складывания себя новой, через соработничество в этом Бога и женщины. Для этого иногда надо отказаться от сопротивления и сказать: ?Да будет по слову Твоему. Я родилась женщиной, помоги мне ей стать. Пожалуйста. Я не справлюсь сама?.
- предыдущая статья
- следующая статья
опубликовать в блоге:
код для вставки в блог:
Код скопирован в буфер
| предпросмотр |
Решит ли главную проблему общероссийский дресс-код?22.01.2011 |
|
|
Время от времени в новостях появляются сообщения, что где-то введен дресс-код, где-то запретили или разрешили носить хиджаб и т.д. Вопросы и проблемы дресс-кода не обошли стороной и Россию. |
|
| подробнее?>> | |




ответить на комментарий