Авторские колонки
Литературные записки
Олеся Николаева - феномен современной православной поэзии
Феномен православной поэзии…есть ли он? Скорее, нет. Есть просто хорошая поэзия, неразрывно связанная с Богом.
Феномен как раз в том, что заставляет поэта вычленять из обыденного самого Бога. Ведь многим это неинтересно, нецелесообразно, не жизнеутверждающе. Да и большинство, якобы духовных, поэтов путают божеское с мифологическим. Как раз поэзия Николаевой назывная, пластичная, неоднобокая и близкая.
Потому что надо тоньше, надо строже,
затаив дыханье, чище надо, легче:
встать на цыпочки, тянуться выше, выше,
и тогда уже ? летишь себе свободно!
Поэзия, в первую очередь ? энергия. Об этом пишет в своём эссе ?Поэзия как энергия? Олеся Николаева: есть то тонкое и непредсказуемое, что выдумать и создать по законам невозможно. Его называют звуком, музыкой слова, драйвом, музой со свирелью?а это энергия. Она и может назваться православной в определённом тексте или человеке. ?менно её направленность обращает на себя внимание и вызывает интерес. Кто-то хочет написать нечто новое, выделиться, понапридумывать горы непонятностей, якобы незаменимого мата и гадостей ? но с какой энергией он творит? Где место того, кто даёт право творить?
Вот эти поры поэзии, её пробелы ? чем заполнены? Чистотой, правдой, истиной ? то православная. Даёт человеку надежду, очищает ? православная.
Знаешь, в рейтинге современных поэтов заняла я некое место.
Значит, всё-таки ? пусть земля ему будет пухом ? опрометчиво и оплошно
мой редактор Виктор Сергеевич Фогельсон ? знаток цензурных секретов ? говорил мне, вымарывая строфу: ?Так же нельзя писать!?
А оказалось ? можно.

Сам акт творения, духовного разговора с Богом и есть смысл православной поэзии. Бывает, в храме простая прихожанка начинает писать стихи, да такие примитивные, без изящества, без ценности, всё рифмы ?Бог - любовь?. Она читает их на всех приходских праздниках, и думаешь, что же ты не стесняешься своей простоты, безыскусности?! А потом узнаёшь, что мама этой женщины пять лет как парализована, и муж пьёт, и деток нет. ? тогда понятно, что вот она, православная, Божья поэзия, спасающая, дающая.
В идеале любое творение должно совершенствовать творца. Но опять же, дело в цели, в том, для кого да с кем. В пьяном или наркотическом угаре возможно написать гениально, но такие уста на ангельские не похожи.
Олеся Николаева пришла к Богу не рано, родители её не воспитывали в церковном отношении. Зато рассказывали библейские сюжеты, однако уже самое первое стихотворение в первом сборнике:
Под облаками мою окна?
?как чудно? стать лишь света ученицей?
Кто возразит, что это не о Боге?
Ты ломился, а мир без нажима
Распахнулся и молвил: входи.
Стихи Николаевой оставляют ощущение лёгкого эмоционального голода, думаешь, если и цитировать, то всё. ?рина Роднянская, сделавшая, пожалуй, наиболее удачную на сегодняшний день попытку осмыслить место Николаевой, говорит о ней: ?Это эстетика средневекового ?реализма?, где всякое жизненное обстоятельство места и времени высвечено, по закону обратной перспективы, лучом ?оттуда?, где всякое фактичное ?здесь? обеспечено значимым ?там?, где все тутошние узлы развязываются в загробное утро вечности?.
Олеся Николаева удивительно иронична, непоказушно кротка. Есть истории, про одиноких подружек, празднующих девишники из года в год, про дворничеху, ругающую снег, про уехавшего друга, про Каина. ? это всё не стихи, а притчи с библейской моралью, лукаво проглядывающей из, на первый взгляд, незамысловатых строк.

Что же тут именно православного? Да то, что православная поэзия не просто гуманистична, она ХР?СТОЦЕНТР?ЧНА. Образ Христа ? ?есть мера всех вещей?. ? самого человека. Для этого необязательно в каждом эпизоде уповать на Господа, приводить героя к алтарю, заставлять зажигать свечи, звонить в колокола, неистово каяться во всех прегрешениях, а батюшке читать проповедь с амвона.
Что твердишь ты уныло: нет выхода? Много есть входов!
Есть у Господа много персидских ковров-самолётов.
У Него и на бесах иные летают святые.
? горят в темноте кипарисы, как свечи витые.
Николаева ? не храмовый поэт, а напротив ? реформатор в этой области. У неё нет воспеваний Творца на подобие стихов 18 века, она не отпугивает религиозной нарочитостью. Ей православная тема только помогает раскрыться, её голос понятен и от этого и поддерживается её притчевый характер стихов.
Православная поэзия, на мой взгляд, ? это поэзия безграничная в духовных исканиях, но вместе с тем, существующая в рамках церковной этики. А поскольку православие традиционно для славян, то на почве этой традиции и вырастают всё новые и новые поэты.
| Перейти в колонку | Другие авторские колонки |
опубликовать в блоге:
код для вставки в блог:
Код скопирован в буфер
| предпросмотр |
Олеся Николаева - феномен современной православной поэзии13.01.2011 |
|
|
Феномен православной поэзии…есть ли он? Скорее, нет. Есть просто хорошая поэзия, неразрывно связанная с Богом. |
|
| подробнее?>> | |
Если вы хотите оставить комментарий, зарегистрируйтесь на портале.


