Приблизительно к годовалому возрасту многие мамы отмечают у своих детей появление новой эмоциональной реакции ? страх или тревогу при приближении незнакомого человека. Причем эту реакцию не надо путать с неосознанным плачем грудного младенца, когда его берет на руки какой-то неприятный для него человек (ребенок остро чувствует эмоциональное и нравственное состояние взрослого, поэтому заплакать может даже при контактах с близкими родственниками). Это новое, осознанно появляющееся в определенных ситуациях чувство тревоги ? показатель формирования у малыша представления о ?своем? мире, в который входит мама и люди, с которыми младенец живет и общается ежедневно, и о мире ?чужом?, неизвестном, который простирается за пределами его семьи. Чувство ?своего? рождается из эмоционально теплого взаимодействия младенца с матерью и обеспечивает ему адекватную реакцию в будущем на отношения с людьми. У младенца, который с рождения ?кочует? по мамкам-нянькам-яслям (часто дети из детских домов), формирование этого важного чувства нарушено. У такого малыша нет того ближайшего окружения, которое обеспечивало бы ему стабильность существования и безусловную любовь, для него весь мир ? или ?свои?, или ?чужие?. Отсюда и возникают все последующие проблемы ребенка во взаимоотношениях с людьми: начиная с неоправданного доверия к чужим людям и заканчивая трудностями в супружеских отношениях.

Так вот, чувство ?своего? и ?чужого? является необходимым для нормального развития ребенка. Сначала в категорию ?свое? входят люди, позднее ? предметы, игрушки. Естественное чувство собственности поддерживают и развивают взрослые, окружающие ребенка: дарят ему подарки, покупают ему свой стульчик, горшок, кроватку, учат беречь свои вещи. Но когда чувство собственности переходит из категории естественного (я знаю, что это мое, и я рад этому) в неестественное (я знаю, что это мое, и никому этого не дам), тогда оно получает название ?жадность?.

К ребенку, не достигшему трехлетнего возраста, понятие жадности неприменимо. Во-первых, потому, что это слишком социальное качество, для его появления необходимо жить активной социальной жизнью, а малыш-двухлетка не знает еще этой жизни. Можно, конечно, предположить, что родители, сами страдающие ?недугом? жадности, своим примером обучают малыша этому нелицеприятному качеству. Однако опять же, в таком раннем возрасте ребенку и его родителям пока нечего делить с миром, они еще сосуществуют параллельно. Приведу пример: двухлетний ребенок, отбирающий свою игрушку в песочнице, демонстрирует чувство собственности, не подкрепленное еще знанием правил поведения в обществе; четырехлетний ребенок (уже живущий в социуме и знающий его нормы), совершающий тот же поступок, ? жадничает.

Жадности дети быстро обучаются в саду, где мало своего, но много общего, и кто быстрее ухватил игрушку, тот и играет с ней. Но эта жадность, все-таки, временно обусловленная и проходящая при условии, что она не получает подкрепления со стороны родителей (?нечего разбазаривать свои вещи?; ?положишь машинку в свой шкафчик и никому не давай, а то сломают? и т.д.).
Жадность, как выраженная черта характера, встречается у детей, чьих родителей можно мягко назвать бережливыми, экономными или прижимистыми. ? если родители могут как-то маскировать свои недостатки под нечто более социально приемлемое, то дети, с присущей им непосредственностью, в полной мере проявляют ?нездоровые? семейные черты. В случае если ребенок уже получил обидное прозвище ?жадина? и переживает из-за этого, родителям полезно начать решительное наступление на свой собственный характер.

Помимо самой распространенной и, увы, самой тяжелой для исправления причины, описанной выше, существует еще несколько классических поводов к развитию жадности. Основной из них ? неправильное отношение родителей к чувству собственности у ребенка. Они могут или вообще не признавать право малыша на свою собственность или, наоборот, попустительствуют этому праву развиться до неограниченных размеров.
К примеру, в авторитарной семье, где контролируется каждый шаг ребенка, родители могут ограничивать его в естественных проявлениях собственности (ты еще мал, не дорос, не заслужил, чтобы иметь свой собственный велосипед, игру, время и т.д.) или изводить замечаниями, если ребенок испортил (запачкал, порвал) свою вещь. Тогда у малыша вырабатывается понятное чувство страха за свои ?выстраданные? игрушки и вещи, что может спровоцировать появление жадности.
В семьях, стесненных в материальном плане, также может подавляться право ребенка на что-то свое. Там все общее: ребенок донашивает одежду старших, доигрывает в их игрушки и так во всем. Это уязвляет и часто порождает зависть, а, получив, наконец, что-то только для себя, ребенок начинает придавать своей вещи непомерное значение, которого она, в действительности, не имеет.
В последнее время отмечается другая крайность: жадность все чаще встречается в состоятельных семьях с одним ребенком. Тут родители своим потаканием каждой детской прихоти способствуют тому, что чувство собственности развивается несоответственно возрасту и статусу ребенка, принимая уродливые, гипертрофированные формы в виде полного эгоизма и жадности, ненасытности. У ребенка все есть, а ему мало.
Чтобы побороть детскую жадность во всех этих случаях, родителям надо обратить пристальное внимание на самих себя, свои собственные установки. Потому что, как справедливо гласит пословица: дети ? это зеркало нравственной жизни родителей. А на зеркало пенять нечего, ведь оно отражает лишь наши изъяны!
|