"Упыризм" как жанр литературы

22.10.2013 09:00

Недавно добралась до не то, чтобы очень «свежего», но все-таки изданного в 2013 году романа Виктора Пелевина «Бэтман Аполло». И была отчасти удивлена. Роман, безусловно, хорош: очень пелевинский, философский, едкий, с блестящим сюжетом и традиционно обруганный большинством критиков в духе «Пелевин совсем исписался».

Но меня все-таки здорово удивило, что Пелевин решил написать продолжение «Empire V» и опять затронуть вампирскую тему.

Мне казалось, что очередная волна «упыризма», поднятая Стефанией Майер, уже наконец-то пошла на спад. Но нет – даже сам Пелевин продолжает выстраивать свою версию вампирского мира и взаимоотношений в нем.

Упыризм в литературе Пелевин

И знаете, меня мода на вампиров печалит. Творцы с таким энтузиазмом романтизируют каких-то мутных темных кровососов, как будто бы в реальной жизни уже нет места ни искренним чувствам, ни приключениям, ни осмыслению пагубной роли гаджетов и денег (см. Виктора Олеговича).

Почему так популярны вампирские саги Стефании Майер и иже с ними? Потому что в них сюжет построен на основе реализации известной девичьей мечты – встретить своего принца. Насколько я помню, барышня Белла, по большому счету, не блещет ни особым умом, ни красотой. Она совершенно заурядная, не выделяющаяся из толпы серая мышка. И вот просто так, даже не за красивые глаза, она получает красавчика Эдварда. Кстати, этот вампиреныш не только сексуален, но и довольно-таки неплохо устроен в материальном плане, катает свою возлюбленную на джипике-«Вольво».

Упыризм в литературе Майер

Конечно, подростки предпочитают не работать над собой, становясь достойными «принца». Девчонки даже не пытаются рассмотреть в прыщавых одноклассниках будущих партнеров – они просто тупо уходят в вампирскую реальность, где все красиво, где все – на халяву. Ну, разве только капельку крови придется отдать брутальному мачо-упырю.

И вампиры в литературе – это не только слащавые истории для малолеток.

Упыризм в литературе романтика

Тот же Пелевин представляет роман, в котором говорится о важных вещах – о затмевании деньгами всех человеческих интересов, о необходимости ограничивать роль девайсов в своей жизни. Но опять-таки – эти рассуждения вплетены в канву вампирского мира.

Мне не нравится эта жанровая тенденция. Я бы лично хотела видеть героя-любовника или героя-философа в человеке, а не в вампире. Ну, или в каком-нибудь добром «потустороннем» персонаже. Кстати, были попытки создавать аналогичные романы «ангельской» тематики, где главными героями были представители Светлых сил. Но шумного издательского успеха они не имели. Добро всегда статичнее зла, оно менее зрелищно. Поэтому упыри и продолжают свой победный марш по страницам книг и киноэкранам.

Упыризм в литературе и кино

    обсудить на форуме
    (Нет голосов)
    оцените статью