Экономика творчества: на какие деньги живет писатель?

12.08.2013 10:00

Говорят, в советские времена существовала такая странная штука, как писательская зарплата. То есть писатель мог сколь угодно долго кропать роман – и все это время ему ежемесячно выплачивалась приличная фиксированная сумма, а потом еще и гонорар за само произведение. Условия для творчества «правильных» писателей тоже создавались замечательные: комфортные квартиры, дачи, дома отдыха

Я, дитя перестройки, всего этого не застала. И если честно, не очень-то переживаю по этому поводу. Да ну их в пень, деньги и квартиры, если за них приходится писать то, что самому читать противно. Такая ситуация – как жизнь с нелюбимым мужчиной, когда для счастья вроде как все есть – кроме самого главного, непосредственно счастья.

Сегодня экономика творчества другая – жесткая, прагматичная, безо всяких сантиментов. До спровоцированного электронными пиратами кризиса на издательском рынке существовали примерно следующие условия работы для автора. За первое произведение автору выплачивалась некая символическая сумма, долларов 300-400. Ну а потом условия для всех писателей примерно одинаковые – они получают процент от стоимости экземпляра книги. Речь идет о 6-7 процентах с мягкой обложки и 9-11 с твердой. Но если книга в харде стоит в магазине 100 тысяч белорусских рублей, это не значит, что писатель заработает с конкретного экземпляра 10 тысяч. Его доход – не более 5 тысяч, так как при расчете гонорара учитывается отпускная цена издательства, а она практически вдвое ниже магазинной цены. В среднем тираж начинающего автора редко превышал 10 тыс. экземпляров; и это приносило доход около 1 тыс. евро. При тираже около 500 тыс. экземпляров (а до кризиса у многих топовых авторов были такие тиражи), гонорар за книжку вырисовывался очень даже ничего. «Не-топы» выезжали на допечатках. Роман пишется минимум 3 месяца, и если разделить гонорар на этот срок – то сумма получается скромная. Но если под новый роман делается несколько допечаток старых книг, то в результате набегает денежка, на которую в общем и целом можно прожить, пока пишется следующая книга.

Разгул электронного пиратства обвалил тиражи. Условия поменялись. Подозреваю, новичку стало пробиться еще сложнее. И прежде нового автора начинали печатать только после того, как он подготовит 3-4 рукописи (эта работа оплачивается только после издания романов, то есть минимум на год у начинающего писателя должен быть иной источник дохода). А сейчас в принципе количество новых имен на рынке сократилось, издают тех, кто успел завоевать свою аудиторию. Гонорары за новые романы и допечатки теперь все чаще выплачиваются не единовременно, а в зависимости от проданных экземпляров. Такие перерасчеты проводятся раз в квартал и дробят сумму гонорара.

Издателей можно понять – они вынуждены максимально страховаться от убытков. Но также можно понять, почему многие авторы все чаще начинают думать о прощании с литературой. Наверное, писателю, привыкшему к вольной жизни и нормальному начальству( наши редакторы, как правило, милые интеллигентные люди, общаться с которыми – удовольствие) устраиваться в офис с дресс-кодом и боссом-идиотом как-то совсем грустно. Поэтому экс-писатели ищут что-то смежное, такое же творческое, но более денежное – журналистику, сценаристику. Конечно, доходы зависят от конкретного проекта, где-то платят больше, где-то меньше. Но в целом тенденция такова: вместо книг мои коллеги все чаще пишут статьи или сценарии. И меня лично такая тенденция расстраивает. Не то, чтобы сценарии моих подружек-писательниц хуже, они великолепны. Но я любила мир их книг тоже, и мне его не хватает.

Впрочем, я все равно стараюсь верить, что ситуация на издательском рынке изменится. Первые шаги по борьбе с пиратством уже сделаны. Будут и другие. Совесть и правда не могут не победить

    обсудить на форуме
    (Голосов: 6, Рейтинг: 3)
    оцените статью